Вопрос 1. Условия и факторы воспитания
К общим условиям, определяющим развитие воспитательного процесса и его результаты, относятся потребности и возможности:
• Потребности общества, государства.
• Потребности группы, к которой принадлежит человек.
• Потребности самого человека.
• Возможности общества, государства.
• Возможности общества (школы, семьи).
• Возможности человека.
Каждый живущий на Земле человек тысячами нитей связан с другими людьми. Смысл воспитания в том и состоит, чтобы с его помощью сделать человека, его поведение и жизнь похожими на других. Возможности (общества, семьи, группы, самого человека) определяют то, как близко или далеко мы окажемся от принятого идеала, требований, целей и задач воспитания.
Человек в воспитании представляется в центре ряда окружностей, каждая из которых характеризует влияние на него отдельных природных и социальных сил. Наибольшее влияние оказывают люди и вещи ближе всех расположенные.
Еще не так давно по значимости влияния воспитательные силы располагались так:
семья,
школа,
друзья,
средства массовой информации,
микрорайон.
Сегодня однозначности уже нет: многие дети воспитываются вне семьи, для некоторых учителем стало телевидение, улица отодвинула школу в дальний угол. На педагогику, которая не видит их и по-прежнему ранжирует силы «от семьи», следует смотреть как на нежизнеспособную. Вывод сделаем такой: в воспитании действуют многие силы, но наибольшее влияние оказывает та сила, действие которой превышает другие. Поэтому и результат воспитания будет определяться ею.
Взяв за основу близость, силу действия и направленность главной воспитательной силы, получим продукты:
• домашнего воспитания (в благополучной семье);
• домашнего воспитания (в неблагополучной семье);
• телевизионного воспитания (со всем положительным и отрицательным);
• воспитания в казенных воспитательных учреждениях (приютах, домах ребенка, больницах, интернатах);
• уличного (дворового) воспитания;
• школьного воспитания;
• воспитания под влиянием всех сил.
К числу главных факторов воспитания относятся:
• сложившийся образ жизни школьника, который может содействовать развитию заданных качеств или (при определенных условиях) противодействовать ему;
• условия жизни, содействующие становлению определенного образа жизни в различных регионах (традиции, нравы, обычаи ближайшего окружения школьника, национальные особенности, особенности природной среды);
• средства массовой коммуникации;
• уровень развития и условия жизни коллектива, непосредственно влияющие на воспитанника (традиции, общественное мнение, ценностные ориентации, нравственные нормы);
• нормы взаимоотношений, сложившиеся в первичных коллективах, положение школьника в системе коллективных отношений;
• индивидуальные и личностные особенности воспитанника.
С каждым из этих факторов приходится считаться, организуя воспитательный процесс. Хорошо бы знать силу влияния каждого на продуктивность воспитания, тогда последнюю можно было бы рассчитывать, подобно тому, как мы рассчитываем продуктивность обучения. Но на современном уровне развития науки эту задачу решить пока не удается: слишком неоднозначными, переменчивыми и подвижными оказываются факторы.
Выделяются объективные и субъективные условия воспитания. К объективным относятся те, что не зависят от воспитанника. Таких сравнительно немного: уголок земли, где родился человек, природа, среди которой он развивается, климат, среда обитания его народа, традиции, обычаи, нормы. Этим силам подчиняется каждый человек, они определяют его главные, стержневые признаки – национальность, расовую принадлежность, религиозную направленность и др. Изменить что-либо в действии объективных условий воспитания невозможно. Человек велик именно принадлежностью к своей культуре и традициям своего народа. В этом проявляется один из наиболее общих законов воспитания, называемый законом естественной связи.
Во всем остальном воспитание имеет ярко выраженную субъективную направленность. К субъективным факторам относится все, что зависит от воспитанника, воспитателей, окружающих его людей, деятельности созданных людьми учебно-воспитательных учреждений. Среди них:
• субъективные (личностные) предпочтения;
• воспитуемость (склонность к воспитанию, способность воспитанника воспринимать воспитательные влияния);
• направленность воспитанника;
• его желания, стремления, намерения;
• воспитательные системы;
• деятельность воспитателей;
• организация воспитательного воздействия;
• программы воспитания;
• духовная связь воспитанника с воспитателем;
• взаимодействие воспитателей с воспитанниками;
• морально-психологических климат и др.
Субъективные факторы весьма переменчивы, но их действие может достигать большой силы. Чаще всего они возникают и действуют ситуационно, в незначительном временном промежутке. Их вызов и использование требуют большого педагогического мастерства. Недаром говорится: в одну минуту в воспитании можно все исправить или все погубить.
- Вопрос 1.
- Вопрос 2. Методы организации жизнидеятельности и поведения воспитанников.
- Вопрос1.
- Виды контроля
- Вопрос 2.
- Вопрос 1.Классификация методов обучения
- Вопрос 2.
- Сухомлинский о наказании
- Макаренко о наказании
- Вопрос 1.
- Вопрос 2. Воспитательная система школы: компоненты, структура и характеристика.
- Вопрос 1.Неуспеваемость и причины неуспеваемости школьников
- 2.Современные концепции воспитания.
- Вопрос1.Закономерности и принципы процесса воспитания.
- Вопрос 2.Воспитательные системы XX в.
- Вопрос 1 .Условия и факторы воспитания.Воспитание как педагогич-й компонент социализации.
- Вопрос 2.Психолого-педагогический анализ урока.
- Вопрос 1. Условия и факторы воспитания
- Вопрос 2.
- 1. Умственное воспитание и формирование мировоззрения.
- 2. Метод воспитания – упражнение.
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.