logo
Dyakovoy_diplom_Rossia_pechat

1.5. Требования, предъявляемые к материалу, чтобы его использование дало прочный учебный эффект

1. Интересный материал должен привлекать внимание ученика постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа. Используя на уроке интересный материал или советуя его прочитать, учитель должен обязательно задать вопросы: «Как?», «Почему?». В этом случае такой материал не станет развлекательной иллюстрацией к уроку, а вызовет познавательную активность учащихся, поможет им определить причинно-следственные связи. В противном случае – любопытство может стать «антистимулом» устойчивых познавательных интересов, что происходит, когда на одном из первых уроков в 7 классе ученикам демонстрируют много эффектных опытов, не давая им объяснений и вызывая у учащихся только ситуационный интерес.

Интересный материал, который приводит учитель на уроке, должен требовать напряженной деятельности воображения в сочетании с умением использовать полученные знания. Примером такого вида интересных материалов и заданий являются рассказы-загадки, задачи-шутки, кроссворды на пройденную тему, рассказы и картинки с ошибками, некоторые виды дидактических игр. Подобные задания могут быть составлены самими учащимися – это повышает их уровень активности.

2. Иногда для ответа на вопрос, необходимы достаточно разнообразные знания. Это побуждает учащихся читать дополнительную литературу, самостоятельно искать ответы за рамками учебника.

3. При использовании занимательного материала необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и уровень их интеллектуального развития. В любом случае такой материал не должен быть достаточно легким. При изучении темы «Количество теплоты. Тепловые машины» в 8 классе для учащихся со средним уровнем успеваемости можно использовать такие статьи из книги Я. Перельмана «Занимательная физика» [3], как «От чайного стакана к водомерной трубе», «Почему дует от окна?».

4. При выборе того или иного дополнительного материала для урока учителю нужно учитывать увлечения и интересы учеников.

5. Использование интересного требует минимума затрат времени, но должно внести яркий, эмоциональный момент в урок.

6. Несомненно, учитель не должен побуждать к обучению только занимательными способами.

Обычно заинтересованность связана с элементами неожиданности, в ней привлекает новизна материала [4]. Демонстрация хорошо подготовленных и эстетически оформленных опытов всегда вызывает интерес учащихся.

На увеличение эмоционального воздействия влияют интересные опыты, которые поражают учеников своим неожиданным результатом или способом постановки. Так, например, на уроке по теме «Атмосферное давление» большой интерес вызывает опыт «Тяжелая газета». Хорошо выровненный лист газеты кладется поверх линейки, конец которой выступает за край стола. Если резко ударить по выступающему краю линейки ребром другой линейки, то линейка, которая лежит, ломается, а газета остается целой. Если газету положить в свернутом виде, то при ударе противоположный конец линейки поднимается и газета падает.

Кипение воды в бумажной коробке можно показать ученикам 8 класса при изучении способов теплопередачи.

Парение легкого (от пинг-понга) шарика в вертикальной струе воды или в мощном потоке воздуха от пылесоса всегда вызывает интерес у учащихся 10 класса (опыт демонстрируется при изучении закона Бернулли).

Чувство удивления и восторга испытывают ученики, увидев изображение какого-либо предмета в пространстве (ход лучей изображен на рис. 1.1). В качестве предмета АВ хорошо взять яркое тело, например, букет цветов. Для хорошего эффекта – сферическое зеркало и букет лучше поместить в закрытый ящик, на дне которого находится лампа, которая освещает предмет. Ширина ящика должна быть немного больше фокусного расстояния вогнутого зеркала, чтобы предмет (букет) располагался за фокусом. Если там, где получается изображение, поставить экран, можно увидеть действительное изображение букета. Но для учеников опыт будет более интересным, если вместо экрана воздух в этом месте просто «задымить». Тогда букет цветов появится в задымленном воздухе «из ничего».

Использование в качестве демонстрационных приборов детских игрушек оживляет урок и привлекает внимание учащихся к изучаемому материалу.

Рис. 1.1

Игрушками на уроке можно иллюстрировать изученный закон (условие равновесия тела можно показать на примере большого, ярко раскрашенного «Ваньки-встаньки» (рис. 1.2)), объяснить вновь вводимые понятия. Например, необходимость сторонних сил для поддержания движения зарядов в электрической цепи можно объяснить с помощью игрушки «Автомобильная дорога». Автомобиль здесь скатывается с наклонной плоскости под действием силы тяжести. Но нужны другие, не гравитационные силы, чтобы поднять его на прежний уровень. Этот подъем обеспечивается специальным прибором «дороги», за счет упругих сил [1].

Рис. 1.2