2.1. Игрушки на уроках физики
Для повышения интереса на уроках физики можно использовать детские игрушки.
При изучении некоторых тем курса, игрушки будут почти единственными приборами для демонстрации. Примерами таких игрушек могут быть различные «Ваньки-встаньки», «Волчок», «Кот в сапогах», «Балерина» и др. С помощью «Самолета» можно показать ученикам роль винта, создающего силу тяги, и необходимый профиль для крыла самолета, чтобы он летал. Красиво оформленные инерционные игрушки (самолеты, трамваи, машины) всегда привлекают внимание учащихся. С их помощью можно объяснить содержание понятий «масса», «инерция», зависимость между массой и ускорением. При изучении темы «Применение электродвигателей» незаменимы разнообразные электрические игрушки: электровозы, тракторы и др.
Игрушки могут быть использованы учителем при проведении любого вида работы: при объяснении, при решении задач, при фронтальном эксперименте.
Например, в 10 классе, используя игрушки, можно объяснить физический смысл уравнения координаты. На торце демонстрационного стола наметить ось, и начало отсчета соединить с игрушечным регулятором движения; определить координату машины относительно регулятора. Из опыта наглядно видно, что при совпадении направления движения машины с направлением оси Ох в уравнении координаты нужно писать плюс. Если машина движется в противоположную сторону, в уравнении будет минус. Использование учителями этих игрушек при изучении графиков механического движения поможет ученикам за каждым графиком увидеть реальное движение.
Изучая в 8 классе тему «Работа и энергия», можно на примере игрушек, которые заводятся, объяснить ученикам процессы преобразования энергии. Игрушки «Свирель» или «Птичка», которые поют, могут быть использованы для объяснения зависимости высоты тона от частоты колебания. Принцип действия рычага и условие его равновесия наглядно демонстрируется с помощью интересной игры «Катание с гор».
Магнитная кукла «Наташа» будет хорошим пособием для учеников при знакомстве с ферромагнитными веществами (9 класс).
Используя игрушки, можно решить такие, например, задачи:
1. Определить среднюю скорость электрической машины, которая движется с остановками.
2. Разработать электрическую схему.
3. Определить объем «Водолаза», считая толщину стенок очень малой (двумя способами).
Примером использования игрушек как раздаточного материала для самостоятельного эксперимента могут служить строительные кубики (рис. 2.1). С их помощью легко проверить и рассчитать зависимость давления от силы давления и площади опоры тела.
Рис. 2.1
Смысл всех опытов, которые проводят на уроках физики, должен полностью доводиться до понимания каждого из присутствующих. Поэтому к игрушкам, как и к демонстрационным приборам, необходимо выдвинуть ряд требований [5].
- 1. Познавательная деятельность учащихся на уроках физики
- 1.1. Активизация познавательной деятельности учащихся
- 1.2. Развитие познавательных способностей учащихся
- 1.3. Развитие мышления учащихся
- 1.4. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках физики
- 1.5. Требования, предъявляемые к материалу, чтобы его использование дало прочный учебный эффект
- 2. Использование детских игрушек на уроках физики
- 2.1. Игрушки на уроках физики
- 2.2. Требования к игрушкам как к демонстрационным приборам
- 3. Игрушки и эксперименты с ними по разделам школьного курса физики
- 3.1. 7 Класс
- 3.1.1. Строение вещества
- 3.1.2. Световые явления
- 3.2. 8 Класс
- 3.2.1. Механическое движение
- 3.2.2. Взаимодействие тел
- 3.2.3. Работа и энергия
- 3.2.4. Количество теплоты. Тепловые машины
- 3.3. 9 Класс
- 3.3.1. Электрический ток
- 3.3.2. Магнитное поле
- 3.4. 10 Класс
- 3.4.1. Динамика
- 3.4.2. Свойства газов, жидкостей, твердых тел
- 3.4.3. Основы термодинамики
- 3.5. 11 Класс
- 3.5.1. Колебания и волны