3.3.2. Магнитное поле
Тема: Действие магнитного поля на проводник с током.
Демонстрацию с «Балериной» можно использовать при изучении действия магнитного поля на проводник с током. На конце металлической трубки 1 (рис. 3.44) крепят кольцеобразный магнит 2, к которому прикрепляют пластмассовую прозрачную чашку 3. Перед этим в центре чашки устанавливают медный катод 4, который выходит на внешнюю сторону ее дна. Анодом 5 служит медный провод (диаметром 1,5 мм), согнутый в кольцо (диаметр которого равен диаметру чашки). От него также делают вывод на внешнюю сторону дна чашки (привод анода можно припаять к трубке 1). От источника тока на электроды чашки подается напряжение 4 – 6 В при силе тока 2,5 – 3 А.
Перед демонстрацией в чашку наливают немного концентрированного раствора едкой щелочи 6, но так, чтобы фигурка «балерины» на подставке 7 свободно плавала в нем. (Фигурку делают из бумаги и приклеивают к легкой подставке, сделанной, например, из тонкого слоя пенопласта.) При подключении к источнику тока фигурка сначала медленно, а потом все быстрее начинает вращаться.
«Балерина» вращается за счет действия силы трения между жидкостью и подставкой, жидкость приводится в движение силой Ампера, направление вращения «балерины» можно предположить, пользуясь правилом левой руки [17].
Рис. 3.44
- 1. Познавательная деятельность учащихся на уроках физики
- 1.1. Активизация познавательной деятельности учащихся
- 1.2. Развитие познавательных способностей учащихся
- 1.3. Развитие мышления учащихся
- 1.4. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках физики
- 1.5. Требования, предъявляемые к материалу, чтобы его использование дало прочный учебный эффект
- 2. Использование детских игрушек на уроках физики
- 2.1. Игрушки на уроках физики
- 2.2. Требования к игрушкам как к демонстрационным приборам
- 3. Игрушки и эксперименты с ними по разделам школьного курса физики
- 3.1. 7 Класс
- 3.1.1. Строение вещества
- 3.1.2. Световые явления
- 3.2. 8 Класс
- 3.2.1. Механическое движение
- 3.2.2. Взаимодействие тел
- 3.2.3. Работа и энергия
- 3.2.4. Количество теплоты. Тепловые машины
- 3.3. 9 Класс
- 3.3.1. Электрический ток
- 3.3.2. Магнитное поле
- 3.4. 10 Класс
- 3.4.1. Динамика
- 3.4.2. Свойства газов, жидкостей, твердых тел
- 3.4.3. Основы термодинамики
- 3.5. 11 Класс
- 3.5.1. Колебания и волны