logo
Dyakovoy_diplom_Rossia_pechat

1.2. Развитие познавательных способностей учащихся

Развитие познавательных способностей учащихся – длительный процесс. Система работы учителя по активизации учебной деятельности учащихся должна строиться с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемых целей – развития творческих способностей учащихся.

Ученики в процессе познавательной деятельности осуществляют определенные действия: слушают объяснения учителя, читают учебник и дополнительную литературу, решают задачи, выполняют экспериментальные задания и др. Каждое из указанных действий можно разложить на определенные операции, в качестве которых выступают основные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, мышление, память и др.

Из всех познавательных психических процессов самым известным является мышление. Действительно, мышление сопровождает все другие познавательные процессы и часто определяет их характер и качество. Очевидна, например, связь между мышлением и памятью. Память тем полнее и лучше удерживает существенные свойства предметов и связи между ними, чем глубже они осмыслены в процессе изучения. Но мышление влияет и на все другие познавательные интересы.

Поэтому, активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения – это значит, прежде всего, активизировать их мышление.

Кроме того, развивать познавательные способности учащихся – это значит формировать у них мотивы учения. Ученики должны не только научиться решать познавательные задачи, у них нужно развить желание решать эти задачи. Такие факторы, как интерес учащихся к предмету, их познавательная активность, желание учиться, чувство радости перед каждым уроком, жажда нового знания и др., следует рассматривать как важнейшие показатели качества работы учителя.

Задача формирования у учащихся мотивов учения неразрывно связана с задачей развития мышления и является предпосылкой ее решения. Действительно, как и любая деятельность, мышление вызывается потребностями. Поэтому, не воспитывая, не пробуждая познавательных потребностей у учащихся, невозможно развить и их мышление.

В формировании познавательного интереса учащихся можно выделить несколько этапов. Сначала он проявляется в виде любопытства – естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее.

Любопытство, вызванное неожиданным результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание ученика к материалу данного урока, но не переносится на другие уроки. Это неустойчивый, ситуационный интерес.

Более высокой стадией интереса является любознательность, когда ученик проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае ученик активен на уроке, задает учителю вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу, конструирует приборы, самостоятельно проводит опыты и др.

Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к предмету исчезнет.

Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний. В обучении увлекает сам процесс получения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие [1].