1.2. Развитие познавательных способностей учащихся
Развитие познавательных способностей учащихся – длительный процесс. Система работы учителя по активизации учебной деятельности учащихся должна строиться с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемых целей – развития творческих способностей учащихся.
Ученики в процессе познавательной деятельности осуществляют определенные действия: слушают объяснения учителя, читают учебник и дополнительную литературу, решают задачи, выполняют экспериментальные задания и др. Каждое из указанных действий можно разложить на определенные операции, в качестве которых выступают основные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, мышление, память и др.
Из всех познавательных психических процессов самым известным является мышление. Действительно, мышление сопровождает все другие познавательные процессы и часто определяет их характер и качество. Очевидна, например, связь между мышлением и памятью. Память тем полнее и лучше удерживает существенные свойства предметов и связи между ними, чем глубже они осмыслены в процессе изучения. Но мышление влияет и на все другие познавательные интересы.
Поэтому, активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения – это значит, прежде всего, активизировать их мышление.
Кроме того, развивать познавательные способности учащихся – это значит формировать у них мотивы учения. Ученики должны не только научиться решать познавательные задачи, у них нужно развить желание решать эти задачи. Такие факторы, как интерес учащихся к предмету, их познавательная активность, желание учиться, чувство радости перед каждым уроком, жажда нового знания и др., следует рассматривать как важнейшие показатели качества работы учителя.
Задача формирования у учащихся мотивов учения неразрывно связана с задачей развития мышления и является предпосылкой ее решения. Действительно, как и любая деятельность, мышление вызывается потребностями. Поэтому, не воспитывая, не пробуждая познавательных потребностей у учащихся, невозможно развить и их мышление.
В формировании познавательного интереса учащихся можно выделить несколько этапов. Сначала он проявляется в виде любопытства – естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее.
Любопытство, вызванное неожиданным результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание ученика к материалу данного урока, но не переносится на другие уроки. Это неустойчивый, ситуационный интерес.
Более высокой стадией интереса является любознательность, когда ученик проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае ученик активен на уроке, задает учителю вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу, конструирует приборы, самостоятельно проводит опыты и др.
Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к предмету исчезнет.
Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний. В обучении увлекает сам процесс получения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие [1].
- 1. Познавательная деятельность учащихся на уроках физики
- 1.1. Активизация познавательной деятельности учащихся
- 1.2. Развитие познавательных способностей учащихся
- 1.3. Развитие мышления учащихся
- 1.4. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках физики
- 1.5. Требования, предъявляемые к материалу, чтобы его использование дало прочный учебный эффект
- 2. Использование детских игрушек на уроках физики
- 2.1. Игрушки на уроках физики
- 2.2. Требования к игрушкам как к демонстрационным приборам
- 3. Игрушки и эксперименты с ними по разделам школьного курса физики
- 3.1. 7 Класс
- 3.1.1. Строение вещества
- 3.1.2. Световые явления
- 3.2. 8 Класс
- 3.2.1. Механическое движение
- 3.2.2. Взаимодействие тел
- 3.2.3. Работа и энергия
- 3.2.4. Количество теплоты. Тепловые машины
- 3.3. 9 Класс
- 3.3.1. Электрический ток
- 3.3.2. Магнитное поле
- 3.4. 10 Класс
- 3.4.1. Динамика
- 3.4.2. Свойства газов, жидкостей, твердых тел
- 3.4.3. Основы термодинамики
- 3.5. 11 Класс
- 3.5.1. Колебания и волны