3.2.4. Количество теплоты. Тепловые машины
Тема: Теплообмен. Виды теплопередачи.
Все знают, что теплый воздух поднимается вверх.
Сейчас мы попробуем убедиться в этом с помощью вертящейся змейки (рис. 3.43). Из почтовой карточки или из листа плотной бумаги вырежьте кружок величиной с отверстие стакана или немного больше. Прорежьте затем его ножницами по спиральной линии в виде свернувшейся змейки, кончик хвоста змеи наложите, – слегка надавив его сначала, чтобы сделать маленькую ямку в бумаге, – на острие вязальной спицы, воткнутой в пробку. Завитки змеи при этом опустятся, образуя нечто вроде спиральной лестницы. «Змея» готова; можно приступить к опытам. Поместите ее около топящейся кухонной плиты: змея завертится тем проворнее, чем плита горячее. Вообще возле всякого горячего предмета – лампы, самовара – змея будет оживленно вращаться, без устали и остановки, пока предмет горяч. Хорошо вертится змея, если подвесить ее над керосиновой лампой.
Что же заставляет змею вертеться? То же, что вращает крылья ветряной мельницы: ток воздуха. Возле каждого нагретого предмета существует течение теплого воздуха, поднимающегося вверх. Происходит этот ток оттого, что при нагревании воздух, как и все тела (кроме ледяной воды), расширяется и, значит, становится реже, т. е. легче. Окружающий воздух, более холодный, а, следовательно, и более плотный, тяжелый, вытеснит его вверх, заступая его место, но, тотчас же сам, нагревшись, разделяет его участь и вытесняется новой порцией более холодного воздуха. Таким образом, каждый нагретый предмет порождает над собой восходящее течение воздуха, которое поддерживается все время, пока предмет теплее окружающего воздуха. Другими словами, от каждого нагретого предмета дует вверх незаметный теплый ветерок. Он-то и ударяет в витки нашей бумажной змейки и заставляет ее вертеться, как ветер вертит крылья мельницы.
Рис. 3.43
Вместо змеи можно заставить вращаться и бумажку иной формы, например, в виде бабочки. Лучше вырезать ее из папиросной бумаги и, перевязав посредине, подвесить на очень тонкой ниточке или на волосе. Подвесьте такую бабочку над лампой, – она закружится, как живая. Бабочка отбросит на потолок свою тень, которая будет повторять в усиленном виде все движения бумажной бабочки. Человеку, не знающему, в чем дело, покажется, что в комнату залетела крупная черная бабочка и судорожно порхает под потолком.
С расширением воздуха от нагревания и с его восходящими теплыми течениями мы встречаемся на каждом шагу. Все знают, что в натопленной комнате самый теплый воздух скопляется у потолка, а самый холодный стекает к полу. Оттого нам и кажется зачастую, что дует снизу в ноги, когда комната еще недостаточно нагрелась. Если приоткрыть дверь из теплой комнаты в прохладную, холодный воздух втекает снизу, а теплый вытекает вверху; пламя свечи возле двери укажет направление этих течений. Желая сохранить тепло в натопленной комнате, вы должны заботиться о том, чтобы через щель под дверью не втекал холодный воздух. Для этого достаточно прикрыть эту щель ковриком или хотя бы даже просто газетным листом; теплый воздух, не вытесняемый снизу холодным, не сможет тогда выходить через верхние щели комнаты [9].
- 1. Познавательная деятельность учащихся на уроках физики
- 1.1. Активизация познавательной деятельности учащихся
- 1.2. Развитие познавательных способностей учащихся
- 1.3. Развитие мышления учащихся
- 1.4. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках физики
- 1.5. Требования, предъявляемые к материалу, чтобы его использование дало прочный учебный эффект
- 2. Использование детских игрушек на уроках физики
- 2.1. Игрушки на уроках физики
- 2.2. Требования к игрушкам как к демонстрационным приборам
- 3. Игрушки и эксперименты с ними по разделам школьного курса физики
- 3.1. 7 Класс
- 3.1.1. Строение вещества
- 3.1.2. Световые явления
- 3.2. 8 Класс
- 3.2.1. Механическое движение
- 3.2.2. Взаимодействие тел
- 3.2.3. Работа и энергия
- 3.2.4. Количество теплоты. Тепловые машины
- 3.3. 9 Класс
- 3.3.1. Электрический ток
- 3.3.2. Магнитное поле
- 3.4. 10 Класс
- 3.4.1. Динамика
- 3.4.2. Свойства газов, жидкостей, твердых тел
- 3.4.3. Основы термодинамики
- 3.5. 11 Класс
- 3.5.1. Колебания и волны