logo
Анализ УМК по нем

Обучение устной речи

Обучение устно-речевому общению имеет в IX классе те же особенности, что и в VIII. С одной стороны, учащие­ся, как и прежде, побуждаются к реше­нию определенных коммуникативных задач (что-то сообщить, расспросить, убедить и т. п.) путем включения их в такие ситуации общения, которые их к этому стимулируют, например, на основе создания дефицита информации. (Тебе что-то известно, а твоему товарищу нет. Сообщи ему об этом.) Иногда это вооб­ражаемые обстоятельства, иногда реаль­ные. Но и в том, и в другом случае уче­ник идет от ситуации и коммуникатив­ной задачи к порождению высказыва­ния (как бы путь снизу). С другой стороны, необходимость овладеть хотя бы «туристским» языком делает важным умение пользоваться оп­ределенными речевыми стереотипами, повторение уже известного ролевого поведения в иной ситуации, многократ­ную тренировку в общении на основе конкретных образцов.

Так, в учебнике IX класса даются ау­тентичные высказывания немецких школьников в связи с конкретной про­блемой, которые учащиеся читают и обсуждают, а затем им предлагается вос­произвести их в форме ролевой игры, соблюдая правила полилогического об­щения. Таким образом, они как бы сами создают полилоги из имеющихся выска­зываний, проявляя значительную само­стоятельность, инициативу. Тем самым в большей мере использу­ется не опора на готовый образец, а опо­ра на аналогию, на уже имеющийся опыт полилогического общения.

Опора на аналогию используется и при обучении монологическому высказыва­нию. Так, например, после чтения и обсуждения личности немецкого школь­ника предлагается описать (охарактери­зовать) его товарища, а затем подругу, имеющих те же взгляды на жизнь. Во всех случаях исходные образцы речи (тексты) носят аутентичный характер и в определенной мере отражают особенности молодежного языка. Важно иметь в виду, что, хотя чтение и выступает в базовом курсе в качестве целевой доминанты, обучение устной речи также занимает значительное место в данном курсе. Этому способствует блочная структура учебника: во всех бло­ках, как правило, есть упражнения, по­буждающие к решению устно-речевых коммуникативных задач. Но в речевом блоке (блоке говорения) эта работа ста­новится целенаправленной И домини­рующей.