Обучение устной речи
Обучение устно-речевому общению имеет в IX классе те же особенности, что и в VIII. С одной стороны, учащиеся, как и прежде, побуждаются к решению определенных коммуникативных задач (что-то сообщить, расспросить, убедить и т. п.) путем включения их в такие ситуации общения, которые их к этому стимулируют, например, на основе создания дефицита информации. (Тебе что-то известно, а твоему товарищу нет. Сообщи ему об этом.) Иногда это воображаемые обстоятельства, иногда реальные. Но и в том, и в другом случае ученик идет от ситуации и коммуникативной задачи к порождению высказывания (как бы путь снизу). С другой стороны, необходимость овладеть хотя бы «туристским» языком делает важным умение пользоваться определенными речевыми стереотипами, повторение уже известного ролевого поведения в иной ситуации, многократную тренировку в общении на основе конкретных образцов.
Так, в учебнике IX класса даются аутентичные высказывания немецких школьников в связи с конкретной проблемой, которые учащиеся читают и обсуждают, а затем им предлагается воспроизвести их в форме ролевой игры, соблюдая правила полилогического общения. Таким образом, они как бы сами создают полилоги из имеющихся высказываний, проявляя значительную самостоятельность, инициативу. Тем самым в большей мере используется не опора на готовый образец, а опора на аналогию, на уже имеющийся опыт полилогического общения.
Опора на аналогию используется и при обучении монологическому высказыванию. Так, например, после чтения и обсуждения личности немецкого школьника предлагается описать (охарактеризовать) его товарища, а затем подругу, имеющих те же взгляды на жизнь. Во всех случаях исходные образцы речи (тексты) носят аутентичный характер и в определенной мере отражают особенности молодежного языка. Важно иметь в виду, что, хотя чтение и выступает в базовом курсе в качестве целевой доминанты, обучение устной речи также занимает значительное место в данном курсе. Этому способствует блочная структура учебника: во всех блоках, как правило, есть упражнения, побуждающие к решению устно-речевых коммуникативных задач. Но в речевом блоке (блоке говорения) эта работа становится целенаправленной И доминирующей.
- Анализ новых учебно-методических комплектов в обучении немецкому языку на современном этапе Новый умк «Deutsch Schritte 5»
- Цели обучения
- Содержание и структура умк
- Принципы обучения
- Обучение чтению
- Обучение устной речи
- Обучение аудированию
- Обучение письму
- Обучение фонетической, лексической и грамматической сторонам речи
- Организация учебно-воспитательного процесса
- Новый умк „Stichwort Deutsch", предназначенный для старшего этапа обучения