logo
Анализ УМК по нем

Организация учебно-воспитательного процесса

Особенность учебников и книг для учителя данной серии в том, что они, как отмечалось, дают учителю возмож­ность планировать учебно-воспитатель­ный процесс, исходя из своих реальных потребностей, т. е. не связывают его. Но чтобы рационально воспользовать­ся этой свободой, учителю надо знать, какие возможности ему для этого предо­ставляются.

Важно тщательно ознакомиться с учеб­ником, развернутым содержанием к нему и книгой для учителя (особенно с введением) и наметить для каждого пара­графа стратегию планирования. Надо иметь в виду, что нулевой параграф име­ет не блочную, а пошаговую структуру. Применительно к блочной структуре пара­графа, учитель стоит перед выбором: а) воспользоваться ли ему данной в учебни­ке последовательностью блоков или из­менить ее; б) брать ли материал из каж­дого блока полностью или частично; в) добавлять ли материал из других блоков. При планировании важно определить количество уроков, которые понадобятся для освоения материала блока: в одних случаях это могут быть два или даже три урока (например, блок чтения) или один урок (например, блок аудирования).

Как уже отмечалось, можно комбини­ровать материал разных блоков в рам­ках одного урока, например:

1-й урок: часть блока чтение + лекси­ческий блок;

2-й урок: часть блока чтения + часть лексического блока + часть блока аудирования и т. д.

При этом надо предусмотреть, чтобы отбираемые из блоков порции материа­ла соотносились друг с другом. Домашние задания тоже отбираются учителем совместно с учащимися из материала блоков, хотя в книге для учителя такие рекомендации даются.

Учителю предоставляется также воз­можность решать, сколько учебных ча­сов он отводит на работу над парагра­фом в целом и материалом каждого бло­ка в отдельности. Как отмечается в тематических пла­нах, на работу над параграфом отводит­ся в среднем 16—18 часов. Однако эти цифры могут быть скорректированы учи­телем с учетом конкретных условий обу­чения. Кроме того, следует учитывать и вре­мя, необходимое на контроль домашне­го чтения и на работу над проектами.

Для рациональной организации педа­гогического процесса большое значение имеет реализация дифференцированного подхода к учащимся, выделение в груп­пе подвижных подгрупп с разным уров­нем обученности (подробнее см. анало­гичный раздел книги для учителя к учеб­нику немецкого языка данной серии для VI класса). Помимо этого, при личностно-ориентированном подходе предполагается учет и индивидуальных интересов, и склон­ностей школьников, например при вы­боре текстов для чтения, при опре­делении материала для домашнего зада­ния и т. п. является проектным заданием. Оно но­сит явно выраженный творческий раз­вивающий характер и приучает к само­стоятельной работе.