logo
Анализ УМК по нем

Обучение чтению

Обучение чтению, как и раньше, пред­полагает формирование навыков и уме­ний в трех основных видах чтения — с пониманием основного содержания (оз­накомительное чтение), с полным, де­тальным пониманием (изучающее чте­ние) и с выборочным (селективным) пониманием (просмотровое чтение). Особенностью данного года обучения является использование большого чис­ла аутентичных текстов в их жанровом разнообразии. Как правило, в этом слу­чае часть языковых трудностей снима­ется в предтекстовых упражнениях (предварительное ознакомление с незна­комыми словами в микроконтексте, ана­логичном или другом, поиск значения слов в словаре и т. п.). Однако и в этом случае распознавание текста представ­ляет собой достаточно сложную работу для учащихся: опознавание известного, догадка о неизвестном или обращение к словарю, умение при этом определить словарную форму слова и т. д. Установ­ка на чтение с пониманием лишь основ­ного содержания текста позволяет иг­норировать некоторые незнакомые яв­ления, не мешающие понять его основ­ное содержание. Поэтому такое чтение, как правило, протекает более быстро, чем чтение с детальным, полным пони­манием, и вызывает обычно меньше трудностей у школьников. Этот вид чте­ния становится доминирующим, ибо в нем более реально достичь удовлетво­рительных результатов у большинства учащихся. Однако их специально надо учить не обращаться за каждым словом к словарю, уметь догадываться о значе­нии слова по его форме, словообразо­вательным элементам и по контексту, т. е. смысловым и семантическим свя­зям с другими словами, игнорировать те или иные несущественные помехи. Важ­но научить учащихся выделять основную мысль текста, например, с помощью нахождения в нем соответствующей ин­формации, заголовка к нему. В ряд слу­чаев желательно многократное возвра­щение к тексту путем выполнения раз­личных поисковых заданий, в результа­те чего достигается его более полное понимание и запоминание содержания, а также формируются и совершенству­ются механизмы чтения, приемы рабо­ты с текстом.

Для чтения с полным пониманием важны те же приемы работы за исклю­чением игнорирования помех. Ученик должен добиваться, полного снятия по­мех. Для этого важно, чтобы он не только умело пользовался словарем, но И мог анализировать отрезки текста (например, выделять в предложении подлежащее и сказуемое, знать, где они могут стоять в предложении, чтобы быстрее их найти, и т. д.). Просмотровое чтение может иметь место там, где дается несколько микротекстов, и ученикам предлагается просмотреть их и выбрать нужный или заинтересовавший их текст, а также при чтении некоторых таблиц, программы телепередач, объявлений.

Все указанные выше действия и опе­рации должны совершенствоваться в процессе обильного чтения, которое предусмотрено на данном году обуче­ния, но это будет иметь место только, в том случае, если с одной стороны, при­учить учеников к такому чтению и, с другой стороны, если они будут, четко знать, какие действия по распознава­нию текста им следует осуществлять. Для этого было бы желательно перене­сти на настенные таблицы все памятки по обучению чтению, имеющиеся в учебниках для V—VIII классов, или сде­лать эти памятки в форме карточек, которые можно использовать как раз­даточный материал. С помощью таких памяток можно повторить уже извест­ное школьникам и ликвидировать имеющиеся у них пробелы во владении чтением. Часть послетекстовых упражнений нацелена на развитие умений выражать свое мнение о прочитанном, характери­зовать, описывать тот или иной персо­наж. Это будет посильно школьникам, если они будут использовать при этом текст в качестве опоры. Такое прямое «вычитывание» информации из текста является важным коммуникативным умением.

Объем читаемого может быть увеличен за счет работы с книгой для чтения. Она, как и ранее, целенаправленно знакомит школьников с разными литературными жанрами и с разными видами текстов. Важно так организовать работу над чтением в классе, чтобы учащиеся чи­тали друг другу или информировали бы друг друга о текстах, которые были бы новыми для партнера. Это значит, что домашние и классные задания по чте­нию могут быть дифференцированы (на­пример, левый ряд читает один текст, правый — другой или один ученик по­лучает задание прочитать два текста, другой — три и т. д.). Такая дифферен­циация и индивидуализация в органи­зации чтения может способствовать раз­витию Читательских интересов и облег­чить отдельным ученикам работу над чтением. Она дает возможность наладить взаимопомощь и взаимообучение. Желательно шире использовать пись­менные задания для фиксации извлечен­ной информации, для ее группировки и систематизации.

Надо иметь в виду, что IX класс в на­стоящее время завершает базовый курс обучения и должен подвести учащихся к такому уровню владения чтением, ко­торым характеризуется продвинутая ком­муникативная компетенция в чтении.