Обучение чтению
Обучение чтению, как и раньше, предполагает формирование навыков и умений в трех основных видах чтения — с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение), с полным, детальным пониманием (изучающее чтение) и с выборочным (селективным) пониманием (просмотровое чтение). Особенностью данного года обучения является использование большого числа аутентичных текстов в их жанровом разнообразии. Как правило, в этом случае часть языковых трудностей снимается в предтекстовых упражнениях (предварительное ознакомление с незнакомыми словами в микроконтексте, аналогичном или другом, поиск значения слов в словаре и т. п.). Однако и в этом случае распознавание текста представляет собой достаточно сложную работу для учащихся: опознавание известного, догадка о неизвестном или обращение к словарю, умение при этом определить словарную форму слова и т. д. Установка на чтение с пониманием лишь основного содержания текста позволяет игнорировать некоторые незнакомые явления, не мешающие понять его основное содержание. Поэтому такое чтение, как правило, протекает более быстро, чем чтение с детальным, полным пониманием, и вызывает обычно меньше трудностей у школьников. Этот вид чтения становится доминирующим, ибо в нем более реально достичь удовлетворительных результатов у большинства учащихся. Однако их специально надо учить не обращаться за каждым словом к словарю, уметь догадываться о значении слова по его форме, словообразовательным элементам и по контексту, т. е. смысловым и семантическим связям с другими словами, игнорировать те или иные несущественные помехи. Важно научить учащихся выделять основную мысль текста, например, с помощью нахождения в нем соответствующей информации, заголовка к нему. В ряд случаев желательно многократное возвращение к тексту путем выполнения различных поисковых заданий, в результате чего достигается его более полное понимание и запоминание содержания, а также формируются и совершенствуются механизмы чтения, приемы работы с текстом.
Для чтения с полным пониманием важны те же приемы работы за исключением игнорирования помех. Ученик должен добиваться, полного снятия помех. Для этого важно, чтобы он не только умело пользовался словарем, но И мог анализировать отрезки текста (например, выделять в предложении подлежащее и сказуемое, знать, где они могут стоять в предложении, чтобы быстрее их найти, и т. д.). Просмотровое чтение может иметь место там, где дается несколько микротекстов, и ученикам предлагается просмотреть их и выбрать нужный или заинтересовавший их текст, а также при чтении некоторых таблиц, программы телепередач, объявлений.
Все указанные выше действия и операции должны совершенствоваться в процессе обильного чтения, которое предусмотрено на данном году обучения, но это будет иметь место только, в том случае, если с одной стороны, приучить учеников к такому чтению и, с другой стороны, если они будут, четко знать, какие действия по распознаванию текста им следует осуществлять. Для этого было бы желательно перенести на настенные таблицы все памятки по обучению чтению, имеющиеся в учебниках для V—VIII классов, или сделать эти памятки в форме карточек, которые можно использовать как раздаточный материал. С помощью таких памяток можно повторить уже известное школьникам и ликвидировать имеющиеся у них пробелы во владении чтением. Часть послетекстовых упражнений нацелена на развитие умений выражать свое мнение о прочитанном, характеризовать, описывать тот или иной персонаж. Это будет посильно школьникам, если они будут использовать при этом текст в качестве опоры. Такое прямое «вычитывание» информации из текста является важным коммуникативным умением.
Объем читаемого может быть увеличен за счет работы с книгой для чтения. Она, как и ранее, целенаправленно знакомит школьников с разными литературными жанрами и с разными видами текстов. Важно так организовать работу над чтением в классе, чтобы учащиеся читали друг другу или информировали бы друг друга о текстах, которые были бы новыми для партнера. Это значит, что домашние и классные задания по чтению могут быть дифференцированы (например, левый ряд читает один текст, правый — другой или один ученик получает задание прочитать два текста, другой — три и т. д.). Такая дифференциация и индивидуализация в организации чтения может способствовать развитию Читательских интересов и облегчить отдельным ученикам работу над чтением. Она дает возможность наладить взаимопомощь и взаимообучение. Желательно шире использовать письменные задания для фиксации извлеченной информации, для ее группировки и систематизации.
Надо иметь в виду, что IX класс в настоящее время завершает базовый курс обучения и должен подвести учащихся к такому уровню владения чтением, которым характеризуется продвинутая коммуникативная компетенция в чтении.
- Анализ новых учебно-методических комплектов в обучении немецкому языку на современном этапе Новый умк «Deutsch Schritte 5»
- Цели обучения
- Содержание и структура умк
- Принципы обучения
- Обучение чтению
- Обучение устной речи
- Обучение аудированию
- Обучение письму
- Обучение фонетической, лексической и грамматической сторонам речи
- Организация учебно-воспитательного процесса
- Новый умк „Stichwort Deutsch", предназначенный для старшего этапа обучения