Цели обучения
Как отмечалось в книге для учителя к учебнику для VIII класса, выдвижение коммуникативной цели обучения иностранным языкам как специфичной именно для данного учебного предмета позволяет уточнить ее состав и содержание. Имеется в виду обучение иноязычному общению — непосредственному устно-речевому и опосредованному через книгу — в единстве всех его функций:
— познавательной (ученик должен научиться сообщать и запрашивать информацию, извлекать, перерабатывать и присваивать ее при чтении и аудировании);
— регулятивной (ученик должен научиться выражать просьбу, совет, побуждать к речевым и неречевым действиям, понимать аналогичные речевые действия, обращенные к нему, а также реагировать на них);
— ценностно-ориентационной (имеется в виду умение выражать мнение, оценку, формирование взглядов и убеждений, умение понять (принять или не принять) мнение другого и адекватно отреагировать на него);
— этикетной (речь идет об умении вступать в речевой контакт, оформлять свое высказывание и реагировать на чужое мнение в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в странах изучаемого языка).
Развитие всех этих функций средствами иностранного языка имеет огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Таким образом, воспитательные, образовательные и развивающие цели как бы включены в коммуникативную цель, делают ее по своей сути интегративной.
Помимо этого, существенное значение имеет дальнейшее развитие специальных учебных умений, которые должны соотноситься с коммуникативной направленностью обучения и, следовательно, также являются коммуникативной целью обучения. Таким образом, комплексная (интегративная) коммуникативная цель, направленная на овладение в определенных пределах и устной речью, и чтением, и письмом ориентирована как на получение практического результата обучения, так и на его воспитательный, образовательный и развивающий эффект.
Применительно к данному базовому курсу вносятся, как известно, определенные ограничения в постановку целей. В качестве целевой доминанты выступает овладение чтением как формой опосредованного общения. Применительно к устной речи можно признать коммуникативно достаточным овладение так называемым «туристским» языком, т. е. элементарным умением объясниться в стандартных ситуациях общения. Особенность данного года обучения в том, что он заключительный в рамках базового курса (применительно к действующим сейчас срокам обучения). Поэтому одна из важнейших задач — достижение «конечного» (в рамках базового курса) уровня владения немецким языком.
- Анализ новых учебно-методических комплектов в обучении немецкому языку на современном этапе Новый умк «Deutsch Schritte 5»
- Цели обучения
- Содержание и структура умк
- Принципы обучения
- Обучение чтению
- Обучение устной речи
- Обучение аудированию
- Обучение письму
- Обучение фонетической, лексической и грамматической сторонам речи
- Организация учебно-воспитательного процесса
- Новый умк „Stichwort Deutsch", предназначенный для старшего этапа обучения