logo
Анализ УМК по нем

Цели обучения

Как отмечалось в книге для учителя к учебнику для VIII класса, выдвижение коммуникативной цели обучения ино­странным языкам как специфичной именно для данного учебного предмета позволяет уточнить ее состав и содер­жание. Имеется в виду обучение иноя­зычному общению — непосредственно­му устно-речевому и опосредованному через книгу — в единстве всех его функ­ций:

познавательной (ученик должен на­учиться сообщать и запрашивать инфор­мацию, извлекать, перерабатывать и присваивать ее при чтении и аудировании);

регулятивной (ученик должен на­учиться выражать просьбу, совет, побуж­дать к речевым и неречевым действиям, понимать аналогичные речевые дейст­вия, обращенные к нему, а также реаги­ровать на них);

ценностно-ориентационной (имеет­ся в виду умение выражать мнение, оцен­ку, формирование взглядов и убеждений, умение понять (принять или не принять) мнение другого и адекватно отреагиро­вать на него);

этикетной (речь идет об умении вступать в речевой контакт, оформлять свое высказывание и реагировать на чу­жое мнение в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в странах изучаемого языка).

Развитие всех этих функций средства­ми иностранного языка имеет огромный образовательный, воспитательный и раз­вивающий потенциал. Таким образом, воспитательные, об­разовательные и развивающие цели как бы включены в коммуникативную цель, делают ее по своей сути интегративной.

Помимо этого, существенное значение имеет дальнейшее развитие специальных учебных умений, которые должны соот­носиться с коммуникативной направлен­ностью обучения и, следовательно, так­же являются коммуникативной целью обучения. Таким образом, комплексная (интегративная) коммуникативная цель, на­правленная на овладение в определен­ных пределах и устной речью, и чтени­ем, и письмом ориентирована как на по­лучение практического результата обу­чения, так и на его воспитательный, об­разовательный и развивающий эффект.

Применительно к данному базовому курсу вносятся, как известно, определен­ные ограничения в постановку целей. В качестве целевой доминанты выступает овладение чтением как формой опосре­дованного общения. Применительно к устной речи можно признать коммуника­тивно достаточным овладение так назы­ваемым «туристским» языком, т. е. эле­ментарным умением объясниться в стан­дартных ситуациях общения. Особен­ность данного года обучения в том, что он заключительный в рамках базового курса (применительно к действующим сейчас срокам обучения). Поэтому одна из важнейших задач — достижение «ко­нечного» (в рамках базового курса) уров­ня владения немецким языком.