Содержание и структура умк
Важным компонентом содержания учебника (авторы И. Л. Бим, Л. В. Садомова) является, как и прежде, страноведческая, социокультурная информация, нацеленная на ознакомление школьников с особенностями быта, достопримечательностями страны изучаемого языка. Вместе с тем содержательный план учебника в большей степени, чем в предыдущих УМК, содержит современную молодежную тематику, затрагивает, в частности, роль молодежи в обществе, морально-нравственные проблемы поведения.
Что касается средств языка, то здесь делается попытка обобщить накопленный ранее языковой материал, дать его в иных ситуациях общения. Наряду с этим предусмотрено введение новой лексики и грамматических явлений, подлежащих усвоению. Материал учебника объединен в следующие параграфы.
Kapitel 0. Ferien, ade! (Kleiner Wiederholungskurs)
Kapitel 1. Ferien und Bucher. Gehoren die zusammen?
Kapitel 2. Die heutigen Jugendlichen. Welche Probleme haben sie?
Kapitel 3. Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht's mit der Berufswahl?
Kapitel 4. Massenmedien. Ist es wirklich die vierte Macht?
Построение параграфов учебника в целом такое же, как и в учебнике VIII класса, т. е. носит блочный характер. Блоки выделяются в зависимости от основного объекта усвоения и от доминирующего вида формируемой речевой деятельности школьников. Однако в связи со значительным увеличением объема читаемых разнообразных в жанровом отношении аутентичных текстов они, как правило, включаются не только в текстовый блок, но и во все другие блоки. Таким образом, деление на блоки условно. Блоки:
1. Lesen bedeutet sich informieren. Und noch viel mehr, nicht?
2. Wortschatz: ohne Worter keine Rede. Oder?
3. Horen und verstehen mussen Hand in Hand gehen.
4. Grammatik ordnet die Sprache und erklart sie.
5. Sprechen, seine Gedanken zum Ausdruck bringen: ist das nicht wichtig fur die Kommunikation?
6. Wiederholung und Selbstkontrolle spielen eine grosse Rolle!
7. Landeskundliches.
Блок l содержит большей частью несколько текстов и ориентирован на обучение главным образом чтению.
Блок 2 предусматривает работу над закреплением лексики для ее узнавания при чтении и аудировании, а также активного употребления при говорении и письме.
Блок 3 включает серию упражнений для обучения главным образом говорению на основе преимущественно диалогических и полилогических текстов.
Блок 4 содержит задания для восприятия речи на слух, в том числе тексты-экспозиции, а также послетекстовые задания на проверку понимания.
Блок 5 составлен из серии грамматических упражнений, он также содержит грамматические обобщения, которые даются либо в виде памяток, либо предполагают самостоятельное выведение правил школьниками.
Блок 6 содержит в основном материал для повторения, обобщения, а также контроля по теме в целом.
Блок 7 содержит дополнительные материалы страноведческого характера. Он делится на два подблока.
В разделе А обычно содержатся статистические данные и информация обобщающего характера, т. е., как правило, функциональные тексты. Содержание раздела В варьируется. Это художественные тексты из фонда немецкой классики и отрывки из современной художественной литературы, а также биографии всемирно известных немецких деятелей культуры.
Порядок следования блоков внутри параграфов в значительной мере условен. Он определяется содержанием материала, но может меняться в зависимости от потребностей учебно-воспитательного процесса в конкретных условиях работы, от желания учителя и учащихся. Наиболее подвижен блок 4 — обучение аудированию, который может занимать практически любое место в указанной последовательности блоков. В отдельных случаях могут меняться местами блоки 3 и 5.
Гибкость структуры учебника может проявляться и в том, что на одном уроке учитель может использовать, например, часть материала блока 1 и часть материала блока 2, т. е. варьирование может осуществляться как по вертикали (см. перечень блоков), так и внутри них по горизонтали. Такое варьирование возможно только после достаточно глубокого освоения учителем материала учебника. Внутри блока может быть выделен обязательный материал, обеспечивающий базовый уровень обученности, и факультативный, который учитель может предложить учащимся с более высоким уровнем обученности (например, отдельные тексты).
В соответствии с действующим учебным планом материал учебника ориентирован примерно на 100 учебных часов из расчета 3 часа в неделю. Развернутое оглавление, имеющееся в учебнике, дает учителю и учащимся возможность ознакомиться с содержанием учебника, с предлагаемыми приемами обучения.
В конце учебника имеются приложения: 1) немецко-русский словарь, 2) небольшой справочник о писателях, отрывки из произведений которых используются в учебнике; 3) грамматический справочник, включающий таблицу сильных глаголов в их основных формах, таблицы склонения существительных и прилагательных, обобщающие таблицы вопросительных слов, придаточных предложений и др.
Рабочая тетрадь (авторы: И. Л. Бим, Л. В. Садомова) предназначена для увеличения объема тренировки как в употреблении лексического и грамматического материала, техники чтения и письма, так и объема предречевой тренировки. В учебнике указано, когда следует обратиться к рабочей тетради, т. е., она четко соотнесена с учебником. В ней имеется часть материала, который учитель может использовать для дифференцированного подхода к учащимся. Желательно, чтобы школьники проявляли самостоятельность в выборе того или иного дополнительного материала, исходя из своих потребностей, интереса, что предусматривает развитие у них рефлексии — умения видеть себя «со стороны», самостоятельно оценивать свои возможности и потребности.
Структура книги для учителя к учебнику для IX класса практически не отличается от аналогичной книги к учебнику VIII класса. К каждому параграфу дается тематический план. Затем следуют рекомендации по работе с каждым блоком. Они носят характер комментариев к упражнениям. Эти комментарии указывают на возможную последовательность в использовании материала блоков, на возможные способы организации работы, их варьирования. Учителю самому предлагается планировать цепочку уроков в пределах каждого параграфа. При таком подходе к планированию учитель может сам дозировать материал одного урока (с учетом конкретных условий обучения) и избегать, таким образом, перегрузок. Блочная структура учебника и книги для учителя предполагает гибкое управление учебным процессом и освобождает от стереотипного подхода к его построению, так как блоки могут, как уже отмечалось, даваться целиком в разной последовательности по вертикали, либо делиться и комбинироваться по горизонтали.
Таким образом, учебно-методический комплект для IX класса продолжает и развивает систему обучения, реализуемую учебно-методическими комплектами для V—VIII классов. В связи с этим с его помощью должно найти внедрение и дальнейшее развитие всех основных принципов, положенных в основу обучения на предыдущих ступенях.
- Анализ новых учебно-методических комплектов в обучении немецкому языку на современном этапе Новый умк «Deutsch Schritte 5»
- Цели обучения
- Содержание и структура умк
- Принципы обучения
- Обучение чтению
- Обучение устной речи
- Обучение аудированию
- Обучение письму
- Обучение фонетической, лексической и грамматической сторонам речи
- Организация учебно-воспитательного процесса
- Новый умк „Stichwort Deutsch", предназначенный для старшего этапа обучения