1. Тб при работе с иголками и булавками.
1.1.Шейте с напёрстком.
1.2. Храните иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке , подушечке и т.д.), не оставляйте их на рабочем месте (столе), ни в коем случае не берите иголки, булавки в рот.
1.3. Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой.
1.4. Выкройки и ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя.
2. ТБ при работе с ножницами.
2.1. Храните ножницы в определённом месте.
2.1. Кладите их сомкнутыми остриями от себя.
3. ТБ при работе на швейной машинке.
3.1. Проверяйте наличие и исправность заземления электрической швейной машины.
3.2. Волосы убирай под косынку. Концы галстуков и косынок не должны свисать.
3.3. Не наклоняйтесь близко к движущимся частям машины.
3.4. Не держите пальцы рук около лапки во избежание прокола иглой.
3.5. Перед стачиванием убедитесь в отсутствии булавок или иголок на линии шва изделия.
4. ТБ при работе с утюгом.
4.1. Не оставляйте включённый утюг в сети без присмотра.
4.2. Включайте и выключайте утюг сухими руками.
4.3. Ставьте утюг на асбестовую, мраморную или керамическую подставку.
4.4. Следите за нормальной работой утюга, обо всех неисправностях сообщайте учителю.
4.5. Следите за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
4.6. Отключайте утюг только за вилку.
4.7. В помещениях с бетонными полами во время утюжки обязательно стойте на резиновом коврике.
7. Документы, определяющие содержание образовательной области «Технология»: учебно- программная документация.
Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса. Государственный стандарт общего образования является основой разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам
Государственный стандарт общего образования включает три компонента:федеральный, региональный (национально-региональный) и муниципальный (образовательного учреждения).
Концептуальная идея разработки нового стандартасодержания по технологии состояла в развитии функциональной технологической грамотности (компетентности) учащихся, инвариантной различным видам созидательной деятельности. (Функциональная технологическая грамотность выражается в способности учащихся выполнять работы по распространенным технологиям ручного и механизированного труда, быстро осваивать различные технологические средства и адаптироваться к различным видам деятельности.) Содержание стандарта ориентировано на подготовку школьников к осознанному выбору профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образованияразработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»
Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Онустанавливаетобязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся*, а также нормативы учебного времени.
Федеральный компонент структурированпо ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.
Основными документами, определяющими содержание образования, являются учебный план, учебная программа, учебная литература.
Учебный план- это утвержденный министерством образования документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок прохождения предметов по годам обучения, количество часов, отводимых на изучение каждого предмета в отдельных классах.
В учебном плане выделяются государственный и школьный компонент. Предметы, включенные в учебный план, делятся на обязательные и факультативные.
На основе учебного плана по всем предметам составляются учебные программы.
Учебная программа- это утвержденный министерством образования документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе и определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся.
Программа по технологии содержит:
-Цели и задачи;
-Требования к результатам обучения;
-Примерное содержание разделов ( кол-во часов, примерный перечень практических работ).
В соответствии с Базисным Учебным Планом в начальной школе на изучение технологии выделено по 1 часу в неделю в 1 и 2 классах и по 2 часа в неделю в 3 и 4 классах.
На ступени основного общего образования на изучение технологии в 5–7 классах выделено 2 часа в неделю, в 8 классе – 1 час в неделю. Один час технологии в 8 классе передан в национально-региональный компонент для организации изучения обучающимися содержания краеведческой направленности. Указанный час рекомендуется использовать на изучение технологий, распространенных в регионе, с целью профессионального самоопределения учащихся.
Два часа учебного предмета «Технология» в 9 классе переданы в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся. В тех случаях, когда в старших классах школы предполагается реализация универсального обучения (непрофильного обучения). В базисном учебном плане по ряду профилей для старших классов среднего (полного) общего образования «Технология» не входит в число обязательных учебных предметов на базовом уровне в федеральном компоненте.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С учетом сложившейся в стране системы подготовки учащихся к последующему профессиональному образованию и труду и с целью удовлетворения образовательных склонностей и познавательных интересов учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)».
Каждое направление включает в себя базовые технологические и инвариантные разделы.
Например:Базовыми разделами для программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» являются разделы «Растениеводство» и «Животноводство». Поскольку в сельской школе традиционно дополнительно к технологиям сельскохозяйственного труда изучаются либо технологии промышленного производства, либо технологии сферы сервиса, для учащихся таких школ. Комплексный учебный план в конкретной сельской школе при этом составляется с учетом сезонности сельскохозяйственных работ в данном регионе. Учебно-программная документация (УПД) – это совокупность нормативных документов, определяющих цели, задачи и содержание образования по конкрет-ной специальности.
К учебно-программной документации относятся:
учебный план специальности;
учебные планы специализаций;
учебные программы дисциплин.
Учебный план специальности – документ, определяющий содержание общеобразовательной, общепрофессиональной и специальной подготовки специалистов конкретной квалификации.
Учебная программа – документ, в котором определено содержание обучения и наиболее целесообразные способы организации его усвоения студентами. В учебной программе отражаются цели обучения и воспитания, раскрываются содержание дисциплины, рекомендуемые дидактические процессы и предпочтительные организационные формы обучения.
- 1. История трудового обучения в России и за рубежом. Современные проблемы и перспективы развития технологического образования.
- 2. Труд. Функции труда. Роль труда в формировании и развитии личности и общества.
- 4. Современная образовательная парадигма. Роль и место технологического образования в современной образовательной парадигме.
- 5.Требования к личности, предъявляемые современным информационно-технологическим обществом. Понятие «конкурентоспособность».
- 6. Психофизиологические особенности работоспособности в подростковом возрасте. Охрана труда и здоровья учащихся на уроках технологии.
- 1. Тб при работе с иголками и булавками.
- 8.Основы теории формирования трудовых умений. Виды умений и навыков, формируемых на уроках технологии.
- 9. Подходы к понятию «технология». Технология как предмет и средство обучения в системе технологического образования. Признаки технологической деятельности.
- 10. Подходы к определению понятия «Технологическая культура». Роль в образовательной области «Технология» в формировании технологической культуры школьников.
- 11. Методическая система обучения дисциплинам образовательной области «Технология»
- 12.Системы производственного (практического) обучения. Выбор системы обучения при планировании учебного процесса.
- 13 Методы, методические приемы обучения при изучении образовательной области «Технология».
- 14. Урок как ведущая форма изучения технологии. Требования к современному уроку технологии.
- 15. Традиционные и инновационные образовательные технологии образовательной области «Технология»
- 16. Игровые технологии. Деловые игры в преподавании технологии.
- 17. Технологии проблемного и развивающего обучения: концептуальные основы, цели, особенности содержания и методики.
- 18 Личностно-ориентированные технологии: концептуальные основы, цели, особенности содержания и методики, дидактический комплекс.
- 19. Межпредметные связи на уроках технологии. Направления работы учителя технологии по организации межпредметных связей.
- 20. Педагогическое проектирование учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 21. Управление качеством технологической подготовки.
- 22. Различные формы и методы контроля и оценки знаний учащихся.
- 23. Методическая работа в школе – составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.
- 24. Роль методов проектов в технологическом образовании
- 25.Учебно-материальные средства при изучении технологии.
- 26.Современные средства обучения. Информационные технологии в технологическом образовании.
- 27. Организация дополнительного образования по технологии
- 28.Изучение вопросов охраны труда в процессе технологической подготовки.
- 1. Тб при работе с иголками и булавками.
- 2. Тб при работе с ножницами.
- 3. Тб при работе на швейной машинке.
- 4. Тб при работе с утюгом.
- 30. Требования техники безопасности в учебных мастерских