logo
ответы общие

25.Учебно-материальные средства при изучении технологии.

Средство обучения - это идеальный или материальный объект, который используется для освоения знаний, формирования опыта, познавательной и практической деятельности.

Идеальные средства обучения – это те усвоенные ране знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний.

Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения.

Интенсивность умственного развития зависит от того, даются ли средства обучения в готовом виде или конструируются учащимися на уроке совместно с учителем. Изготовление средств даёт большой развивающий эффект и более высокое качество знаний учащихся, нежели их ординарное использование по образцу, данному преподавателем. Это объясняется тем, что разработка новых средств обучения, как и усовершенствование основных, предполагает изменение познавательных знаний и инструкций, использование новых видов тренировочных упражнений. Не абсолютное количество задач, а их разнообразие составляют одну из дидактических основ повышения качества знаний учащихся , расширения их кругозора и способностей. К учебно-материальной базе по технологии относят практически все материальные средства, с помощью которых осуществляется учебный процесс.

По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, микроклимат, расписание занятий, другие материально-технические условия обучения.

Идеальные средства обучения — это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний.

К учебно-материальной базе по технологии относят практически все материальные средства, с помощью которых осуществляется учебный процесс.

Значительное место среди них занимает учебно-производственное и обычное производственное оборудование. Учебно-производственное оборудование отличается от обычного производственного тем, что оно изготовляется специально для учебных целей, тогда как обычное производственное оборудование просто используется для целей обучения. Это машины, аппараты, приборы, станки, приспособления, рабочие и измерительные инструменты, используемые в учебном процессе и т.д. С помощью этого оборудования организуются и проводятся практические работы и производительный труд учащихся, обеспечивается их деятельность по техническому и декоративно-прикладному творчеству, сельскохозяйственному опытничеству, что способствует развитию технического мышления и конструкторских способностей.

Учебно-материальная база по технологии включает всебя также лабораторное оборудование: аппараты, приборы, установки и т.д., которые используются в лабораторных работах учащихся.

Учебный процесс по технологии не обходится также без самых различных конструкционных и других материалов: древесины, металлов, текстильных материалов, пищевых продук­тов и т.д., технология обработки которых изучается учениками. Это так называемая, "расходная" часть учебно-материальной базы, т. к. в учебно-производственном процессе материалы расходуются на изготовление изделий. Если учебно-производственное и лабораторное оборудование, которым оснащается учебный процесс по технологии, может служить многие годы, то конструкционные и другие материалы требуют постоянного пополнения. Это часто создает значительные трудности в эффективном проведении учебных занятий.

Важную роль играет учебно-материальная база в реализации принципа прочности усвоения технологических знаний, умений и навыков. При хорошей организации она дает возможность проводить самые различные упражнения учащихся, лабораторные и практические работы, надежно закрепляющие в памяти учащихся технологические знания и формирующие устойчивые умения и навыки.

С помощью лабораторного и учебно-производственного оборудования, инструментов и конструкционных материалов обеспечивается сама возможность применения многих методов обучения технологии. Без соответствующих учебно-наглядных пособий нельзя использовать наглядные методы обучения, без лабораторного оборудования — лабораторные работы и т. д.

Наконец, хорошая учебно-материальная база создает благоприятные возможности для воспитания учащихся в процессе обучения технологии. Наличие качественных и разнообразных конструкционных и других материалов, инструментов и приспособлений позволяет учащимся заниматься производительным трудом, создавать полезные изделия высокого качества. Эго приносит им моральное удовлетворение, формирует положительное отношение к труду. В производительном труде как универсальной социальной деятельности проявляются и закрепляются самые различные положительные качества личности.

Дидактические средства – все предметы реальной деятельности, а также модельные, словесные, образные или символические заменители, которыми учитель воздействует на зрение, слух, осязание и т.д. учащихся.

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)

Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)

Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.)

Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

Демонстрационные (объемные пособия)(гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)

Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)

Тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)

Учебная техника (автомобили, тракторы, и т.д.)

Выбор средств обучения зависит от следующих факторов:

1.От дидактических целей (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. ДС обеспечивают достижение всего комплекса целей) и дидактических задач, позволяющих эту цель реализовать (объяснение новой темы, закрепление знаний, формирование умений, контроль знаний и умений как результатов обучения)

2.От предметного содержания, его характера (описательного, доказательного, ЛПР практического); от объема учебной информации по теме урока (опорный конспект); от уровня сложности; ступени абстракции, логике раскрытия смысла, значения

3.От методов обучения, реализуемых на занятии

4.От видов учебной (познавательной, практической, исследовательской) деятельности учащихся на этапах урока

5.От индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся и уровня обученности

6.От возможностей педагога ПО, его методического мастерства

7.От возможностей учебного заведения в приобретении средств, выпускаемых централизованно (снабжение ресурсного центра и обычного ПУ) и/ или возможностей педагога в изготовлении наглядных средств

Классификация И. Зборовского по функциям:

• Познавательная функция - служат непосредственному познанию учениками определенных фрагментов действительности

• Формирующая функция – средства развития познавательной способности, чувств, воли учащихся

• Дидактическая функция – представляют собой источник знаний и умений , приобретаемых учащимися, облегчают закрепление материала, проверку степени овладения учащимися ЗУН.

Классификация по характеру воздействия:

• Визуальные – Плакаты, таблицы, схемы, макеты, действующие механизмы, образцы изделий и т.д.

• Аудиальные - Звукозаписи

• Аудиовизуальные – видеофильмы, макеты со звуковыми инструкциями