logo
ответы общие

1. История трудового обучения в России и за рубежом. Современные проблемы и перспективы развития технологического образования.

В становлении образования всегда важную роль играли замечательные люди. Константин Дмитриевич Ушинский (1824 --1870) рассматривал труд как важнейшее средство воспитания, его статья «Необходимость ремесленных школ в столицах» (1868) стала вехой в деле подготовки рабочих кадров. Система образования в дореволюционной России ни в чем не уступала европейской и американской. Более того, разработанные системы, в частности «русская», применялись во многих странах мира. Вместе с тем необходимо отметить, что различия в путях развития образования западных стран и России отразились, прежде всего, в концепциях, подходах к системам, называемых привычным сегодня для нас термином «трудовая подготовка». Этому в определенной степени способствовали гуманистические принципы, принятые в европейских системах образования. Переходя к советскому периоду истории развития преподавания трудового обучения в школе, необходимо отметить, что, ни один компонент обучения не претерпевал за эти годы таких реформирований, как труд. В одном их первых документов Советской власти, в «Положении о единой трудовой школе РСФСР» (1918 г.), отмечалось, что труд рассматривается как один из важнейших компонентов обучения, образования и всестороннего развития личности. В марте 1937 года трудовое обучение в общеобразовательной школе было отменено. Якобы из-за отсутствия квалифицированных учителей трудового обучения и материальной базы. В начале 50-х г. бурный технический прогресс поставил перед общеобразовательной школой проблему подготовки учащихся к производительному труду. В 1956г. на XX съезде КПСС были конкретизированы задачи и основные направления трудовой подготовки учащихся. В 1959/60 учебном году программа получила название «Трудовое обучение и общественно полезный труд». Целью трудового воспитания и обучения в школе являлось привитие любви и уважения к людям труда; ознакомление учащихся с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферой обслуживания; формирование у них в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений; побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки. С 1993 года в учебный план российской школы с 1-го по 11-й класс включена образовательная область «Технология». Можно с уверенностью сказать, что одним из ярких достижений отечественного образования конца XX века стало внедрение основ технологического образования во всех субъектах Российской Федерации. Проблемы и перспективы технологического образования Возможности реализации целей технологического образования связаны с обеспечением активности образовательного пространства на основе научно- методического, кадрового, материально-технического обеспечения и управления развитием педагогического процесса. Причинами этого являются продолжение трудовой деятельности учителей пенсионного возраста, существующий уровень оплаты педагогического труда, составляющий около половины среднего уровня средней заработной платы с тенденцией дальнейшего относительного понижения, сокращение рабочих мест и вакансий для притока новых педагогических кадров. Снижение притока молодых педагогических кадров и увеличение доли работающих пенсионеров приводят к замедлению развития системы образования в целом и технологического обучения в частности и возрастанию противоречий между уровнем растущих образовательных потребностей учащихся и возможностями их удовлетворения в системе общего образования. Очевидно, что содержание подготовки учителя данной образовательной области должно определяться целями и задачами учебного процесса в общеобразовательной школе. В соответствии с этим подготовка педагогических кадров ОО “Технология” должна быть направлена на реализацию следующих функций: образовательной - освоения общекультурных, профессиональных и предметных знаний; развивающей – развития интересов, потребностей, наклонностей и способностей студентов; воспитательной - формирования профессионально значимых качеств личности, социально-значимых мотивов и потребностей студентов в профессиональной деятельности; компенсирующей – устранения несовершенств предыдущей подготовки студентов; стимулирующей - побуждения к дополнительному образованию и самостоятельной практической деятельности; актуализирующей – осознания важности и выявление резервов профессионального развития; защитной - повышения уровня социальной защищенности будущих педагогов.