9. Подходы к понятию «технология». Технология как предмет и средство обучения в системе технологического образования. Признаки технологической деятельности.
Технология – совокупность процессов, правил, навыков, применяемых при изготовлении
какого-либо вида продукции в сфере производственной деятельности. (Большойэнциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Порохов. -М.: Советская энциклопедия. 1993.
-1628с.)
Технология – это преобразующая деятельность, направленная на удовлетворение нужд и
потребностей людей, решение их проблем. Она включает процессы преобразования
вещества, энергии, информации, опирается на знания и оказывает влияние на природу и
общество, создает новый мир. Технология, как наука, изучает эту человеческую
деятельность. (М.Б. Павлова и Дж. Питт)
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях. Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций. В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
Признаки технологии (Т.В. Горбунова, В.А. Терешков, А.И Ракитов):
1. Системность
2. Научность
3. Интегративность содержания
4. Прогнозируемость и эффективность результата
5. Оперативность управления
- 1. История трудового обучения в России и за рубежом. Современные проблемы и перспективы развития технологического образования.
- 2. Труд. Функции труда. Роль труда в формировании и развитии личности и общества.
- 4. Современная образовательная парадигма. Роль и место технологического образования в современной образовательной парадигме.
- 5.Требования к личности, предъявляемые современным информационно-технологическим обществом. Понятие «конкурентоспособность».
- 6. Психофизиологические особенности работоспособности в подростковом возрасте. Охрана труда и здоровья учащихся на уроках технологии.
- 1. Тб при работе с иголками и булавками.
- 8.Основы теории формирования трудовых умений. Виды умений и навыков, формируемых на уроках технологии.
- 9. Подходы к понятию «технология». Технология как предмет и средство обучения в системе технологического образования. Признаки технологической деятельности.
- 10. Подходы к определению понятия «Технологическая культура». Роль в образовательной области «Технология» в формировании технологической культуры школьников.
- 11. Методическая система обучения дисциплинам образовательной области «Технология»
- 12.Системы производственного (практического) обучения. Выбор системы обучения при планировании учебного процесса.
- 13 Методы, методические приемы обучения при изучении образовательной области «Технология».
- 14. Урок как ведущая форма изучения технологии. Требования к современному уроку технологии.
- 15. Традиционные и инновационные образовательные технологии образовательной области «Технология»
- 16. Игровые технологии. Деловые игры в преподавании технологии.
- 17. Технологии проблемного и развивающего обучения: концептуальные основы, цели, особенности содержания и методики.
- 18 Личностно-ориентированные технологии: концептуальные основы, цели, особенности содержания и методики, дидактический комплекс.
- 19. Межпредметные связи на уроках технологии. Направления работы учителя технологии по организации межпредметных связей.
- 20. Педагогическое проектирование учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 21. Управление качеством технологической подготовки.
- 22. Различные формы и методы контроля и оценки знаний учащихся.
- 23. Методическая работа в школе – составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.
- 24. Роль методов проектов в технологическом образовании
- 25.Учебно-материальные средства при изучении технологии.
- 26.Современные средства обучения. Информационные технологии в технологическом образовании.
- 27. Организация дополнительного образования по технологии
- 28.Изучение вопросов охраны труда в процессе технологической подготовки.
- 1. Тб при работе с иголками и булавками.
- 2. Тб при работе с ножницами.
- 3. Тб при работе на швейной машинке.
- 4. Тб при работе с утюгом.
- 30. Требования техники безопасности в учебных мастерских