18 Личностно-ориентированные технологии: концептуальные основы, цели, особенности содержания и методики, дидактический комплекс.
Личностно ориентированные технологии обучения.
Личностно ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого
обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Цель такого обучения – создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности
обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников.
Организация личностно ориентированного урока.
Личностно ориентированный урок – это не просто создание учителем благожелательной творческой
атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной
жизнедеятельности.
Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание
субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание («окультурить»).Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно-значимые образцы.
Задача учителя – выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.
Основные особенности личностно ориентированного урока.
Ц е л ь – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
С р е д с т в а д о с т и ж е н и я у ч и т е л е м э т о й ц е л и:
• использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих
раскрыть субъектный опыт учащихся;
• создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
• стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.;
• использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
• оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно-неправильно»), но и по процессу его достижения;
• поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
• создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять
инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика
Подходы к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного урока.
• Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения.
• Изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на увеличение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на обогащение личного опыта каждого ученика.
• В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний.
• Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач.
• Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала.
• Важно обеспечивать контроль и оценку не только результата, но и, главным образом, процесса учения.
Критерии анализа урока с позиции личностно ориентированного образования:
• использование субъектного опыта учеников;
• применение учителем на уроке специально разработанного дидактического материала;
•характер педагогического общения на уроке;
• активизация способов учебной работы;
• проявление учителем гибкости в ходе проведения урока
- 1. История трудового обучения в России и за рубежом. Современные проблемы и перспективы развития технологического образования.
- 2. Труд. Функции труда. Роль труда в формировании и развитии личности и общества.
- 4. Современная образовательная парадигма. Роль и место технологического образования в современной образовательной парадигме.
- 5.Требования к личности, предъявляемые современным информационно-технологическим обществом. Понятие «конкурентоспособность».
- 6. Психофизиологические особенности работоспособности в подростковом возрасте. Охрана труда и здоровья учащихся на уроках технологии.
- 1. Тб при работе с иголками и булавками.
- 8.Основы теории формирования трудовых умений. Виды умений и навыков, формируемых на уроках технологии.
- 9. Подходы к понятию «технология». Технология как предмет и средство обучения в системе технологического образования. Признаки технологической деятельности.
- 10. Подходы к определению понятия «Технологическая культура». Роль в образовательной области «Технология» в формировании технологической культуры школьников.
- 11. Методическая система обучения дисциплинам образовательной области «Технология»
- 12.Системы производственного (практического) обучения. Выбор системы обучения при планировании учебного процесса.
- 13 Методы, методические приемы обучения при изучении образовательной области «Технология».
- 14. Урок как ведущая форма изучения технологии. Требования к современному уроку технологии.
- 15. Традиционные и инновационные образовательные технологии образовательной области «Технология»
- 16. Игровые технологии. Деловые игры в преподавании технологии.
- 17. Технологии проблемного и развивающего обучения: концептуальные основы, цели, особенности содержания и методики.
- 18 Личностно-ориентированные технологии: концептуальные основы, цели, особенности содержания и методики, дидактический комплекс.
- 19. Межпредметные связи на уроках технологии. Направления работы учителя технологии по организации межпредметных связей.
- 20. Педагогическое проектирование учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 21. Управление качеством технологической подготовки.
- 22. Различные формы и методы контроля и оценки знаний учащихся.
- 23. Методическая работа в школе – составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.
- 24. Роль методов проектов в технологическом образовании
- 25.Учебно-материальные средства при изучении технологии.
- 26.Современные средства обучения. Информационные технологии в технологическом образовании.
- 27. Организация дополнительного образования по технологии
- 28.Изучение вопросов охраны труда в процессе технологической подготовки.
- 1. Тб при работе с иголками и булавками.
- 2. Тб при работе с ножницами.
- 3. Тб при работе на швейной машинке.
- 4. Тб при работе с утюгом.
- 30. Требования техники безопасности в учебных мастерских