1.3 Проблема использования наглядности при обучении ия
По мнению Артемова В.А., доктора психологических наук, за последние годы вновь становится актуальной проблема применения наглядности при обучении иностранным языкам. Это объясняется многими причинами.
Существенно расширилась область наглядности, и усложнился ее инвентарь. Когда-то наглядность в обучении иностранным языкам носила почти исключительно предметный характер. Например, вводя новое слово, показывали обозначаемый предмет или его изображение. Затем стали наглядно иллюстрировать грамматическую структуру языка, например предъявляли учащимся выполненные в разных красках схематические изображения системы падежей или синтаксической структуры какого-либо предложения. [2;57]
В последнее время стал обсуждаться вопрос о наглядности обучения устной речи. Современная педагогика в понимании наглядности обучения творчески продолжает линию, начатую Яном Амосом Коменским и развитую К. Д. Ушинским.
Рассматривая точку зрения Грачевой Н. П. , можно отметить, что в процессе овладения школьниками грамматической стороной устной речи, с одной стороны, необходимо сформировать у них прочие автоматизмы, а с другой- обеспечить гибкое, вариативное владение изученным материалом на этапе развития умений диалогической и монологической речи.
Формирование прочих, гибких навыков грамматического оформления способствует осмыслению учащимся существующих связей между аспектами языка, коммуникативным намерением и грамматическими средствами его выражения; обработке действий по овладению грамматической стороной речи на значительном по объему лексическому материалу и в различных ситуациях речевого общения. Этому в значительной степени способствует организация упражнений, выполняемых с опорой на комплексное использование зрительной и слуховой наглядности языковых знаков (схема предложений и словосочетаний, словесные элементы, графические символы, звучащие образы речи) и наглядности, предъявленной главным образом с помощью изобразительного материала.[5;24]
Существующий арсенал средств обучения включает печатные демонстрационные и раздаточные, звуковые, экранные и экранно-звуковые пособия. Их разнообразные свойства в плане предъявления учебного материала дают возможность наиболее полно реализовать функции наглядности, позволяют значительно расширить границы ее применения при формировании высказывания разного уровня.
При комплексном использовании средств наглядности различается параллельное и последовательное включение их в урок. Первое предполагает одновременное предъявление средств обучения при выполнении упражнений, второе определяется последовательностью упражнений, направленных на решение конкретной методической задачи.[9;26]
- Содержание
- Глава I. Использование средств наглядности при формировании и развитии грамматических навыков.
- Глава II. Проблема обучения грамматическим навыкам ая
- Глава III. Система упражнений с применением наглядности при обучении грамматической теме «Времена формы Continuous» на начальном этапе изучения английского языка.
- Введение
- Глава 1. Использование средств наглядности при формировании и развитии грамматических навыков
- Психология принципа наглядности обучения
- 1.2. Правила, раскрывающие применение принципа наглядности
- 1.3 Проблема использования наглядности при обучении ия
- 1.4 Наглядные средства обучения как неотъемлемая часть урока ая на начальной ступени
- 1.5. Основные условия применения наглядности на уроках ия
- 1.6. Классификация видов наглядности
- 1.7. Наглядность обучения в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
- Глава II. Проблема обучения грамматическим навыкам ая
- 2.1. Необходимость изучения грамматики иностранного языка. Понятия «грамматика» и «грамматический навык».
- 2.2. Основные виды грамматических навыков
- 2.3.Составляющие, необходимые при формировании грамматических навыков.
- 2.4. Формирование грамматических навыков
- 2.5.Основные типы и виды упражнений для формирования грамматических навыков
- 2.6. Упражнения для формирования и развития грамматических навыков с использованием средств наглядности
- Алгоритм видовременной глагольной формы
- Глава III. Система упражнений, направленных на формирование грамматических навыков по теме «Времена формы Continuous» на начальном этапе изучения английского языка