logo
Кристина Ульянова

Алгоритм видовременной глагольной формы

Реши для себя, к какому времени относится то, что ты собираешься сказать (Present, Past, Future)

Реши для себя, о чем ты собираешься сказать: о том, что видишь (видел, увидишь) или

Если о том, что видишь, спроси себя: «Что именно я вижу?»

Если о том, что знаешь (неважно откуда)

Вижу само действие

Вижу признаки действия

Употребить форму Simple

Употребите форму Perfect

Употребите форму Progressive

Вижу само действие и сравниваю то, что вижу сейчас, с тем, что видел до того

Употребите Perfect Progressive

При работе с таблицей по грамматике целесообразно также использовать составление вопросов к изобразительному материалу таблицы, подбор собственных примеров, ответы на вопросы по содержанию рисунка, упражнения на подстановку, замену, дополнение и расширение образца. В условиях кабинета иностранного языка грамматическую таблицу можно включить в экспозицию. Например, продуктивным является демонстрация таблицы неправильных глаголов, рассчитанной на запоминания данных глаголов. Такая таблица в этом случае служит справочным пособием и облегчает запоминание материала.[20;17]

Infinitive

Simple Past

Past Participle

Перевод

become

became

become

становиться

bring

brought

brought

приносить

build

built

built

строить

choose

chose

chose

выбирать

come

came

come

приходить

Учитель ИЯ в качестве наглядных пособий использует на занятиях различные стимулы: предметы классного обихода, классную доску, макеты предметов, картинки и т.д. Доступность всех этих средств не вызывает никаких сомнений, хотя возможности использования классной доски представляются еще недостаточно исчерпанными. Вместе с тем на ней можно быстро и легко нарисовать человека, животное и вообще предмет. Ведь учителю иностранного языка приходится отвечать на вопросы учеников экспромтом, а для более наглядного объяснения необходимо бывает иллюстрировать то или иное языковое явление на доске, В таком случае может помочь рисунок в стиле кроки. Это лаконичный рисунок, сделанный учителем на доске - эффективный зрительный стимул. Он дает возможность упрочить знания изучаемого материала и обеспечить максимальную обратную связь, помогает направлять учащихся на выполнение действий, развивать умения и навыки необходимые для осуществления связного высказывания. Картинки в стиле кроки помогают осуществить психологический принцип опоры. Чтобы научится изображать человека в любой позе, необходима систематическая тренировка. Но положительного результата можно добиться быстро т.к. изображение человека схематично не требует никаких особых способностей. Изображение фигуры человека начинать нужно с основных частей: головы, туловища, рук, ног. Детали играют второстепенную роль. Основное в рисунке - Фигура в движении. Рисунки в стиле кроки можно использовать разносторонне: для развития устной речи, аудирования и для формирования или развития навыков употребления в речи различного грамматического материала. Например: грамматическая тема "Превращение прямой речи в косвенную".

Здесь зрительной опорой служат фигуры людей и их прямая речь. Задание: перевести прямую речь в косвенную.[4;8]

Схемы - это тоже вид наглядности. Эту наглядность редко используется в виде тренировочных упражнений, но она очень эффективна на начальном этапе формирования грамматических навыков, т.е. презентации нового грамматического материала. Если, рассказывая тот или иной грамматический материал, учитель опирается на схемы, то ученики лучше запомнят этот материал, а тренировочные упражнения будут более эффективны и не слишком сложны, т.к. при возникновении каких-либо трудностей ученик может обратиться к схемам.

Схемы позволяют акцентировать внимание учащихся на главном в

изучаемом материале, подводят учащихся к осмыслению закономерности, но не дают готовых выводов, формулировок, требуют стучащихся определенной осмыслительной активности, развивают мышление.[22;7]

Основную проблему в обучении грамматике составляет овладение способами изменять формы слов и сочетать слова в предложение, т.е. усвоение своеобразных действий (навыков). Задачи методики обучения иностранным языкам в отношении грамматики заключаются в том, чтобы найти наиболее рациональные пути обучения школьников грамматическим действиям. Необходимо обосновать приемы показа и объяснения этих действий, разработать систему упражнений.[27;15]

Основная задача в обучении грамматике - научить учащихся

практически пользоваться ею в коммуникативных целях. Роль наглядности в обучении грамматике очень велика.

Во-первых, наглядность необходима для лучшего усвоения правил. Для наиболее эффективного усвоения многих грамматических правил (например: образование времени глаголов, пассивного залога и т.д.) необходима схематическая наглядность, а именно - формулы и таблицы. Грамматические навыки образуются на основе аналогии, которая является одной из наиболее легких форм умозаключений. Усвоив определенные единицы, учащиеся, могут строить по аналогии другие, им подобные. Основываясь на этом психологическом положении, многие методисты как у нас в стране, так и за рубежом стремятся построить обучение иностранному языку на основе моделей (или структур), отказываясь при этом от использования правил. Но конечно будет лучше, если правила и модели будут взаимодополнять друг друга т.к. чтобы построить любое предложение по аналогии с известным образцом, учащийся должен знать заранее все слова в готовой форме, но не выбирает сам форму слов. Однако трудно предположить, что учащиеся могут знать форму всех слов, следовательно, учащийся должен пользоваться не только аналогией, но и правилами. Более того, очень часто в английском языке встречается такой грамматический материал, для эффективного усвоения которого необходимы сравнения со сходными грамматическими явлениями. Поэтому планомерно будет употребление на уроке таблиц сравнивающих те или иные грамматические явления (например; таблицы активного и пассивного залога, таблицы образования различных времен). Данная схематичная наглядность будет способствовать не только лучшему пониманию грамматического материала, но и его лучшему запоминанию, т.к. в результате выполнения той или иной системы грамматических упражнений учащиеся будут неоднократно обращаться к данной таблице, будет активизирована визуальная память, которая способствует лучшему запоминанию грамматического материала. Более того, эта наглядность может способствовать и дедуктивному методу в обучении грамматике. Усвоение грамматических навыков будет более эффективно, если учитель при объяснении грамматического материала будет вместе с учениками составлять таблицу по нему. Данная схематичная наглядность может быть использована при презентации нового грамматического материала. А для формирования грамматических умений и навыков необходима целая система упражнений, которая состоит из нескольких последовательных этапов.

В практической части нашей работы мы решили представить и доказательство того, что средства наглядности действительно являются одними из самых эффективных для формирования и развития грамматических навыков.

Исследуя проблему использования наглядности при обучении грамматике, мы также проанализировали некоторые учебники.

Учебник: Кузовлев В. П., Лапа Н.М. English 5-М.: Просвещение, 2001.

В данном учебнике широко используются средства наглядности. Представленные картинки, карты различных стран, символы в достаточном количестве. Но вся эта наглядность используется в основном для развития диалогических, лексических навыков, навыков аудирования и говорения. Что же касается грамматического материала, то он представлен в виде небольших таблиц «Grammar in Focus», в которых то или иное правило объясняется сразу на нескольких примерах. Иногда после этих таблиц встречаются упражнения в основном в виде постановочных таблиц, для развития грамматических навыков по новым темам. Но очень часто эти упражнения либо недостаточны (нет перехода к самостоятельному использованию в речи), либо вообще отсутствуют. В конце учебник представлен небольшой грамматический справочник «Grammar Support». В нем подробно и доступно разъяснены особенности использовании различных частей речи в английском языке, а также видо-временная система английского глагола. Из средств наглядности здесь представлены: таблица «Порядок слов в предложении», а также таблица некоторых неправильных глаголов.

Верещагина И. Н., Притыкина Т.А. English III- М.: Просвещение, 2002. В данном учебнике грамматический материал представлен таблицах «Remember» в виде схем. Тренировочные упражнения представлены в основном в виде подстановочных таблиц. Часто используется и картинная наглядность для развития тех или иных грамматических навыков. Более того в конце учебника есть Грамматический справочник, в котором подробно описаны особенности тех или иных частей речи в английском языке, в виде схемы представлены: правило образования множественного числа исчисляемых имен существительных, образование сравнительной и превосходной степени прилагательных. Ввиду всего вышесказанного мы пришли к выводу о том, что в данном учебнике грамматический материал представлен доступно для усвоения, а также присутствуют в достаточном количестве тренировочные упражнения, которые почти всегда связаны со средствами наглядности, что увеличивает эффективность усвоения.

Биболетова М.З. «Enjoy English 4» - Обнинск: Титул, 2007

В данном учебнике грамматический материал представлен в каждой части (unit) в виде небольших таблиц «Compare and remember» или «Remember». В этих таблицах грамматический материал изображен схематически, есть тренировочные упражнения, связанные с картинной наглядностью, и что наиболее важно, пройденный материал используется на дальнейших занятиях, в новых текстах, диалогах и т.д. (то есть происходит включение в речь грамматического материала).

В самом начале учебника представлены символы основных понятий грамматики (вспомогательный и основной глагол, модальный глагол, неправильный глагол в прошедшем времени, вопросительное слово, место действия, время действия). В дальнейшем эти символы используются при объяснении нового грамматического материала, что облегчает его понимание. В конце учебника представлен грамматический справочник «Grammar Reference». Здесь почти весь грамматический материал представлен в виде таблиц и небольших схем.

Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что данный учебник наиболее эффективен для формирования и развития грамматических навыков, так как содержит достаточное количество средств наглядности для введения и тренировки нового грамматического материала, подробный грамматический справочник и упражнения, необходимые для включения пройденного материала в речь.

Завершая наши исследования, на основе проанализированной литературы и различных эффективных приемов использования средств наглядности, изученных нами в процессе работы, мы решили подобрать упражнения с использованием наглядности для формирования и развития грамматических навыков, остановившись на конкретной теме «Времена формы Continuous» и выстроить их в определенную систему.