2.1. Необходимость изучения грамматики иностранного языка. Понятия «грамматика» и «грамматический навык».
Грамматика имеет огромное значение при обучении и формировании практических навыков иностранного языка. Пожалуй, ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных обсуждений и дискуссий. Она играла и продолжает играть неодинаковую роль при обучении родным и ли иностранным языкам, но также и в системе образования отдельных стран мира. Разберем понятие «грамматика». Она понималась по-разному. Это понятие еще до нашей эры стало областью знаний. Обучение любому языку проводилось посредством грамматики, построенной, как правило, по образцу латинской. Грамматика изучалась как особый предмет и как самоцель. В последующий период, особенно начиная с XIX в., понятие «грамматика» наполняется новым содержанием и в языкознании, и в обучении языкам. По определению лингвистов, грамматика стала обозначать: а) грамматический строй языка; б) раздел языкознания, изучающий такой строй; в) совокупность правил изменения слов, их соединений в сочетания. Следует при этом отметить, что в XX в. лингвисты и методисты, отечественные и зарубежные, стали особенно часто включать в понятие «грамматика» разные разделы науки о языке, например, такие, как словообразование и фонетика, а также орфография, элементы лексикологии, фразеологии, стилистики и др., которые в свою очередь включаются в учебники грамматики разных языков.
Многие европейские педагоги отмечают, что образовательные и развивающие цели в обучении не бывают достигнуты в силу того, что школьники при изучении традиционных грамматик иностранных языков, согласно многочисленным наблюдениям, не понимают практической значимости изучения грамматических явлений и понятий. Как показывает исторический опыт, с одной стороны, попытки отказа от какой-либо грамматики, а с другой – преувеличение ее роль в учебном процессе, отрицательно сказываются на результатах практического владения языком. В ходе нашей работы по формированию грамматических навыков мы будем принимать во внимание обе тенденции.
В настоящее время, в связи с утверждением ведущей позиции грамматики в формировании коммуникативной компетенции, проблема формирования грамматических навыков является одной из наиболее актуальных. Грамматический навык по своей природе неоднороден и таким образом требует к себе комплексного подхода, затрагивающего все основные его стороны.[7;38]
Грамматический навык - синтезированное действие, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее адекватное морфолого-синтаксическое оформление речевой единицы любого уровня в речи.
В грамматическом навыке можно выделить составляющие его более частные действия:
1) выбор структуры, адекватной речевому замыслу говорящего (в данной ситуации);
2) оформление речевых единиц, которым заполняется структура в соответствии с нормами данного языка и определенным временным пространством;
3) оценка правильности и адекватности этих действий.
Чтобы выяснить какое это имеет методическое значение, обратимся к примеру.
Если нас просят о чем – то, и мы хотим ответить отказом, то это может быть выражено различным образом: Мне не хотелось бы этого делать, или Я не буду этого делать, или Попроси кого-нибудь другого и т.п.
Видимо, структуры в нашем сознании связаны с определенными коммуникативными задачами: для каждой задачи – функциональное гнездо структур. Но связь с задачами – это еще не все. То, что говорящий выбирает какую-то определенную структуру, зависит уже от конкретных условий: собеседника, отношении с ними, настроения, культуры и т.п.
Выбор структуры можно назвать функциональной стороной навыка. Но есть еще и формальная сторона – оформление. От нее зависит правильность с точки зрения данного языка и скорость речи. Эта сторона теснейшим образом связана с обоими поднавыками лексического навыка – вызовом слова и сочетанием, более того, оформление структуры основано на них, зависит от их уровня. Вот почему формировать грамматический навык можно лишь на основе тех лексических единиц, которыми учащийся владеет достаточно свободно. [7;43]
- Содержание
- Глава I. Использование средств наглядности при формировании и развитии грамматических навыков.
- Глава II. Проблема обучения грамматическим навыкам ая
- Глава III. Система упражнений с применением наглядности при обучении грамматической теме «Времена формы Continuous» на начальном этапе изучения английского языка.
- Введение
- Глава 1. Использование средств наглядности при формировании и развитии грамматических навыков
- Психология принципа наглядности обучения
- 1.2. Правила, раскрывающие применение принципа наглядности
- 1.3 Проблема использования наглядности при обучении ия
- 1.4 Наглядные средства обучения как неотъемлемая часть урока ая на начальной ступени
- 1.5. Основные условия применения наглядности на уроках ия
- 1.6. Классификация видов наглядности
- 1.7. Наглядность обучения в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
- Глава II. Проблема обучения грамматическим навыкам ая
- 2.1. Необходимость изучения грамматики иностранного языка. Понятия «грамматика» и «грамматический навык».
- 2.2. Основные виды грамматических навыков
- 2.3.Составляющие, необходимые при формировании грамматических навыков.
- 2.4. Формирование грамматических навыков
- 2.5.Основные типы и виды упражнений для формирования грамматических навыков
- 2.6. Упражнения для формирования и развития грамматических навыков с использованием средств наглядности
- Алгоритм видовременной глагольной формы
- Глава III. Система упражнений, направленных на формирование грамматических навыков по теме «Времена формы Continuous» на начальном этапе изучения английского языка