1.2. Правила, раскрывающие применение принципа наглядности
Существуют правила, раскрывающие применение принципа наглядности:
1) Используйте в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на конкретных картинках или людях) происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, но представленного в словесной форме, устной или письменной.
2) Ребенок мыслит формами, красками, звуками и ощущениями вообще: отсюда необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах непосредственно воспринимаемых ребенком.
3) Все, что только можно, нужно представить для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением; слышимое – для восприятия слухом; запахи - обонянием; подлежащие вкусу - вкусом; доступные осязанию - путем осязания.
4) Никогда нельзя ограничиваться наглядностью. Ведь наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления ребенка.
5) Обучая и воспитывая нужно помнить, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами. Для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности.
6) Следует использовать наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний, для создания проблемных
ситуаций. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу учащихся.
7) Обучая и воспитывая, нужно помнить, что наглядные пособия
способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных
представлений об изучаемых предметах и явлениях.
8) Применяя наглядные средства нужно рассматривать их с учащимися
сначала в целом, потом главное и второстепенное, затем снова в целом.
9) Необходимо использовать различные виды наглядности. Но нужно помнить, что чрезмерное количество наглядных пособий рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное.
10) Используя наглядность, нужно стараться активизировать чувственный опыт учащихся, так как опора на ранее изученные представления конкретизирует и иллюстрирует изучаемые понятия.
11) Нужно стараться самим изготовить наглядные пособия вместе с
учащимися. Лучше всего то пособие, которое изготовлено самими учащимися.
12) Старательно готовьте наглядность к применению, никогда не
показывайте того, что сами не знаете.
13) Научно обоснованно можно применять и современные средства
наглядности: учебное телевидение, видеозапись и т.д. Необходимо в совершенстве владеть техническими средствами обучения, методикой их использования.
14) Применяя наглядность, нужно воспитывать у учащихся внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.
15) Наглядность можно использовать как одно из средств связи с жизнью.
16) С возрастом у учащихся предметная наглядность уступает место
символической. При этом предметом особой заботы учителя должна быть адекватность понимания сущности явления и его наглядного представления.
17) Наглядность сильно воздействует на учеников, поэтому при
невнимательном и неумелом использовании можно увести учеников от решения главной задачи, заменить цель ярким средством.
18) При чрезмерном увлечении наглядностью она становится
препятствием на пути глубокого овладения знаниями, тормозом
развития абстрактного мышления, понимания сущности общих и
всеобщих закономерностей.[19;26]
На основе вышеперечисленных правил, раскрывающих сущность
наглядности можно выделить следующие требования к наглядным пособиям:
- наглядность не должна быть избыточной.
Следует помнить, что наглядные пособия сильно воздействуют на
учеников и могут рассеивать их внимание. Ограничиваться одной
наглядностью нельзя т.к. она является не целью, а средством обучения.
- каждое наглядное пособие должно выполнять свою какую-либо задачу.
Используя то или иное наглядное пособие, учитель должен знать для чего он его использует. Если то или иное наглядное пособие не помогает в обучении ИЯ, то его лучше исключить, т.к. оно отвлекает внимание учеников от урока.
- наглядность должна соответствовать своим задачам.
Если наглядность используется для введения новых лексических
единиц, то все внимание учеников должно быть сосредоточено на одном
предмете (например: картинка с изображением одного предмета). Если же
наглядность выступает как средство развития умения и навыков устной речи, то картинки или плакаты должны содержать какой-либо сюжет.
- наглядные пособия должны отличаться броскостью и лаконичностью и не должны содержать лишних деталей.
- Содержание
- Глава I. Использование средств наглядности при формировании и развитии грамматических навыков.
- Глава II. Проблема обучения грамматическим навыкам ая
- Глава III. Система упражнений с применением наглядности при обучении грамматической теме «Времена формы Continuous» на начальном этапе изучения английского языка.
- Введение
- Глава 1. Использование средств наглядности при формировании и развитии грамматических навыков
- Психология принципа наглядности обучения
- 1.2. Правила, раскрывающие применение принципа наглядности
- 1.3 Проблема использования наглядности при обучении ия
- 1.4 Наглядные средства обучения как неотъемлемая часть урока ая на начальной ступени
- 1.5. Основные условия применения наглядности на уроках ия
- 1.6. Классификация видов наглядности
- 1.7. Наглядность обучения в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
- Глава II. Проблема обучения грамматическим навыкам ая
- 2.1. Необходимость изучения грамматики иностранного языка. Понятия «грамматика» и «грамматический навык».
- 2.2. Основные виды грамматических навыков
- 2.3.Составляющие, необходимые при формировании грамматических навыков.
- 2.4. Формирование грамматических навыков
- 2.5.Основные типы и виды упражнений для формирования грамматических навыков
- 2.6. Упражнения для формирования и развития грамматических навыков с использованием средств наглядности
- Алгоритм видовременной глагольной формы
- Глава III. Система упражнений, направленных на формирование грамматических навыков по теме «Времена формы Continuous» на начальном этапе изучения английского языка