logo
Кристина Ульянова

Введение

Проблема использования принципа наглядности при обучении иностранному языку не является новой. Но в связи с новыми требованиями к обучению иностранному языку данная проблема требует своего дальнейшего рассмотрения и изучения. Система обучения иностранному языку в средней школе отводит большое место использованию наглядности. Это объясняется, прежде всего, тем, что иностранный язык может быть усвоен учащимися как средство общения только в том случае, когда он непосредственно связан с мышлением.

Наглядность же помогает установить связь изучаемого с мышлением, кроме того, при отсутствии иноязычной среды объективный мир моделируется именно с помощью средств наглядности. Информация, пропускаемая в мозг через органы зрения (по оптическому каналу) не требует значительного перекодирования. Она запечатлеется в памяти легко, быстро и прочно. Традиционно наглядность используется в основном при формировании лексических, навыков. При формировании грамматических навыков подобное средство обучения используется довольно редко.

Как известно одной из главных сложностей при обучении иностранному языку является именно грамматика. Основная задача при обучении грамматике – это научить учащихся пользоваться теми или иными грамматическими структурами в коммуникативных целях. И роль наглядности при формировании и развитии грамматических навыков велика. Во-первых, это объясняется тем, что наглядные пособия активизируют учеников, способствуют лучшему восприятию нового материала. Во-вторых, любые тренировочные упражнения для развития грамматических навыков становятся более эффективными и интересными при правильном и умелом использовании наглядных пособий.

Анализ научной литературы и школьных наглядных пособий показал, что на современном этапе основное внимание в методике уделяется наглядному обучению содержательной стороне устной иноязычной речи. Понятно, что значение наглядных средств для указанной цели трудно переоценить. Эта проблема актуальна, и необходимость ее дальнейшего исследования не вызывает сомнений. Однако не менее актуальна, на наш взгляд, и проблема использования наглядных средств для обучения грамматической стороне иноязычной речи. Конечно, нельзя обучать только на основе наглядности. Но и нельзя недооценивать то большое значение, которое имеет наглядность в школьном обучении. Это связанно с тем, что она имеет возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний.

Вот почему мы поставили целью своего научного исследования подобрать систему упражнений для формирования грамматического навыка в рамках темы « Времена формы Continuous» с использованием средств наглядности на всех этапах работы с этим материалом.

Актуальность исследования обусловлена значением наглядности для формирования грамматических навыков и её активным включением в процесс коммуникации. Исходя из выше изложенного, мы можем прийти к выводу о том, что проблема использования наглядности при обучении грамматике является актуальной.

Объект исследования: пути и условия применения наглядности при обучении грамматике английского языка на начальной ступени изучения ИЯ. ( процесс использования изобразительной наглядности при обучении грамматической стороне речи …..)

Предмет исследования: педагогическая направленность работы учителя английского языка по формированию грамматических знаний, умений и навыков у учащихся начальной школы посредством применения наглядных средств обучения в рамках темы « Времена формы Continuous».

Цель исследования: подобрать упражнения с применением наглядности для работы с грамматическим материалом « Времена формы Continuous». на разных ступенях формирования грамматических навыков.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. проанализировать методическую литературу, посвященную роли наглядных средств обучения и проблеме их применения в обучении английскому языку в начальной школе;

2. раскрыть психолого-педагогические основы в формировании грамматических навыков;

3. рассмотреть различные методы и приемы по применению средств наглядности на этапе раннего обучения английскому языку;

4. проанализировать УМК по английскому языку для начальной ступени обучения отечественных изданий на наличие в них упражнений по грамматической теме « Времена формы Continuous»; определить их достоинства и недостатки;

5. систематизировать наиболее удачные упражнения на формирование грамматического навыка по данной теме с использованием наглядности.

Методология исследования:

- Анализ и синтез

- Индукция и дедукция

- Обобщение

- Сравнение

- Изучение литературных источников

- Моделирование

- Проектирование.

Теоретическую базу данного исследования составили работы таких ученых как:

Воропаева Н.В., Гришин В.К., Голубова М.Б., Еременко Т.И., Желудков А.С., Листов Г.С., Мануйлов Е.П., А. С., Сафонова Н.С., Ахманов О.