2.4. Формирование грамматических навыков
А для формирования грамматических умений и навыков необходима целая система упражнений, которая состоит из нескольких последовательных этапов. В « Общей методике преподавания иностранных языков в средних и специальных учебных заведениях» выделяются следующие этапы формирования грамматических навыков:
1) подготовительный. Этот этап призван создать у учащихся
ориентировочную основу действия, т.е. объяснить и показать, как им следует действовать с данным материалом, что соответствует процессу презентации материала (в зависимости от грамматического материала и стадии обучения, презентация предполагает либо сообщение правила-инструкции, либо предъявление речевого образца.) Подготовительный этап должен занимать минимум времени.[25;76]
2) элементарный этап. Этот этап предполагает первичную обработку грамматической формы в сочетании с лексикой. Этому этапу соответствуют различные упражнения в подстановке (устная подстановка с голоса учителя или при помощи звукозаписи, подстановка с наглядной опорой [подстановочные таблицы, картинная наглядность]).
3) совмещающий. Этот этап предполагает связь между речевой ситуацией и грамматическими средствами. В этом случае учащиеся становятся в условия, близкие к реальным. Хотя основной задачей таких упражнений является отработка формы, доведение умения употреблять данное грамматическое явление до автоматизации, учащиеся не должны концентрировать свои мыслительные усилия на содержательной стороне говорения. Раз главной целью является автоматизация грамматического материала (образца), то необходимо снять содержательную трудность говорения, т.е. предложить им ту или иную речевую ситуацию. Для этой цели можно эффективно
использовать картинную наглядность (например: дать задание описать картинку, задать по ней вопросы [тренировка вопросительной формы предложения] и т.д.)
4) систематизирующий. Этот этап может проходить как попутно с формированием грамматических умений и навыков, так и на определенной стадии завершения работы с тем или иным грамматическим материалом. Этот этап предполагает то, что когда созданы автоматизированные навыки употребления отдельных грамматических явлений, необходимо сделать определенные обобщения, т.е. систематизировать усвоенное.
Выделяют и другие этапы формирования грамматического навыка
1) восприятие речевого образца. Цель данного этапа - научить учащихся узнавать определенную грамматическую конструкцию среди
других.
2) этап имитации. Этот этап предполагает просто повторение грамматического образца за учителем, диктором или друг за другом.
3) подстановка. Данный этап связан со схематичной или картинной наглядностью. На данном этапе могут использоваться различные подстановочные таблицы, эти таблицы хороши тем, что они не допускают грамматических ошибок, но в то же время, тренируют данный грамматический материал и не имеют механический характер.
4) трансформация. Этот этап предполагает условно-коммуникативные
упражнения. Это упражнения на образование отрицательной, вопросительной формы предложения. На данном этапе также может быть использована наглядность, но не схематичная, а картинная (по картинкам ученики могут задавать вопросы или говорить о том, чего на картинке нет).
5) целенаправленное, изолированное употребление. Этот этап предполагает самостоятельное употребление данного грамматического материала. Наглядность на этом этапе снимает содержательную трудность говорения, ученик концентрируется лишь на употреблении грамматически правильной формы.
6) переключение с модели на модель. Этот этап предполагает обучение реплипированию. На данном этапе наглядность также находит широкое применение, т.к. здесь могут быть эффективны такие упражнения как:
опишите картинку по цепочке;
составьте диалог по схеме (это диалог с символами вместо большинства реплик).[20;58]
Таким образом, на основе всего рассмотренного выше, можно сделать следующие выводы о том, что презентация грамматического материала, а также большинство этапов формирования грамматических навыков (вне зависимости от классификации этих этапов) сопряжены с использованием наглядности такой как: схемы, картинки, подстановочные таблицы. В практической части нашей работы мы решили представить и доказательство того, что средства наглядности действительно являются одними из самых эффективных для формирования и развития грамматических навыков.
- Содержание
- Глава I. Использование средств наглядности при формировании и развитии грамматических навыков.
- Глава II. Проблема обучения грамматическим навыкам ая
- Глава III. Система упражнений с применением наглядности при обучении грамматической теме «Времена формы Continuous» на начальном этапе изучения английского языка.
- Введение
- Глава 1. Использование средств наглядности при формировании и развитии грамматических навыков
- Психология принципа наглядности обучения
- 1.2. Правила, раскрывающие применение принципа наглядности
- 1.3 Проблема использования наглядности при обучении ия
- 1.4 Наглядные средства обучения как неотъемлемая часть урока ая на начальной ступени
- 1.5. Основные условия применения наглядности на уроках ия
- 1.6. Классификация видов наглядности
- 1.7. Наглядность обучения в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
- Глава II. Проблема обучения грамматическим навыкам ая
- 2.1. Необходимость изучения грамматики иностранного языка. Понятия «грамматика» и «грамматический навык».
- 2.2. Основные виды грамматических навыков
- 2.3.Составляющие, необходимые при формировании грамматических навыков.
- 2.4. Формирование грамматических навыков
- 2.5.Основные типы и виды упражнений для формирования грамматических навыков
- 2.6. Упражнения для формирования и развития грамматических навыков с использованием средств наглядности
- Алгоритм видовременной глагольной формы
- Глава III. Система упражнений, направленных на формирование грамматических навыков по теме «Времена формы Continuous» на начальном этапе изучения английского языка