logo
Кристина Ульянова

2.4. Формирование грамматических навыков

А для формирования грамматических умений и навыков необходима целая система упражнений, которая состоит из нескольких последовательных этапов. В « Общей методике преподавания иностранных языков в средних и специальных учебных заведениях» выделяются следующие этапы формирования грамматических навыков:

1) подготовительный. Этот этап призван создать у учащихся

ориентировочную основу действия, т.е. объяснить и показать, как им следует действовать с данным материалом, что соответствует процессу презентации материала (в зависимости от грамматического материала и стадии обучения, презентация предполагает либо сообщение правила-инструкции, либо предъявление речевого образца.) Подготовительный этап должен занимать минимум времени.[25;76]

2) элементарный этап. Этот этап предполагает первичную обработку грамматической формы в сочетании с лексикой. Этому этапу соответствуют различные упражнения в подстановке (устная подстановка с голоса учителя или при помощи звукозаписи, подстановка с наглядной опорой [подстановочные таблицы, картинная наглядность]).

3) совмещающий. Этот этап предполагает связь между речевой ситуацией и грамматическими средствами. В этом случае учащиеся становятся в условия, близкие к реальным. Хотя основной задачей таких упражнений является отработка формы, доведение умения употреблять данное грамматическое явление до автоматизации, учащиеся не должны концентрировать свои мыслительные усилия на содержательной стороне говорения. Раз главной целью является автоматизация грамматического материала (образца), то необходимо снять содержательную трудность говорения, т.е. предложить им ту или иную речевую ситуацию. Для этой цели можно эффективно

использовать картинную наглядность (например: дать задание описать картинку, задать по ней вопросы [тренировка вопросительной формы предложения] и т.д.)

4) систематизирующий. Этот этап может проходить как попутно с формированием грамматических умений и навыков, так и на определенной стадии завершения работы с тем или иным грамматическим материалом. Этот этап предполагает то, что когда созданы автоматизированные навыки употребления отдельных грамматических явлений, необходимо сделать определенные обобщения, т.е. систематизировать усвоенное.

Выделяют и другие этапы формирования грамматического навыка

1) восприятие речевого образца. Цель данного этапа - научить учащихся узнавать определенную грамматическую конструкцию среди

других.

2) этап имитации. Этот этап предполагает просто повторение грамматического образца за учителем, диктором или друг за другом.

3) подстановка. Данный этап связан со схематичной или картинной наглядностью. На данном этапе могут использоваться различные подстановочные таблицы, эти таблицы хороши тем, что они не допускают грамматических ошибок, но в то же время, тренируют данный грамматический материал и не имеют механический характер.

4) трансформация. Этот этап предполагает условно-коммуникативные

упражнения. Это упражнения на образование отрицательной, вопросительной формы предложения. На данном этапе также может быть использована наглядность, но не схематичная, а картинная (по картинкам ученики могут задавать вопросы или говорить о том, чего на картинке нет).

5) целенаправленное, изолированное употребление. Этот этап предполагает самостоятельное употребление данного грамматического материала. Наглядность на этом этапе снимает содержательную трудность говорения, ученик концентрируется лишь на употреблении грамматически правильной формы.

6) переключение с модели на модель. Этот этап предполагает обучение реплипированию. На данном этапе наглядность также находит широкое применение, т.к. здесь могут быть эффективны такие упражнения как:

Таким образом, на основе всего рассмотренного выше, можно сделать следующие выводы о том, что презентация грамматического материала, а также большинство этапов формирования грамматических навыков (вне зависимости от классификации этих этапов) сопряжены с использованием наглядности такой как: схемы, картинки, подстановочные таблицы. В практической части нашей работы мы решили представить и доказательство того, что средства наглядности действительно являются одними из самых эффективных для формирования и развития грамматических навыков.