Креативность в структуре педагогической деятельности.
Задачи.
1. Актуализация понятия «креативность».
2. Развитие ассоциативного мышления.
Задание 1. Свободная дискуссия на тему «Что такое креативность?».
Студентам предлагается в свободной форме высказать свое мнение о сущности термина «креативность». Беседу можно стимулировать следующими вопросами.
1. Что такое, на ваш взгляд, творчество? Креативность?
2. Что общего и различного в их понимании?
3. Любая ли деятельность может быть творческой?
4. Вспомните эпизод, где Том Сойер красил забор. Можно ли творчески копать яму, красить забор?
5. Какие профессии, род деятельности, на ваш взгляд, можно отнести к творческим? Почему? Есть ли профессии нетворческие? Почему?
6. Как люди определяют сущность творчества? Можно ли выделить показатели и критерии творческой деятельности?
7. Почему и поэзия А.С.Пушкина, и стихи первоклассника являются творчеством? Можно их сравнивать между собой?
8. Кого мы можем назвать креативной личностью?
9. Можно ли научиться творчеству?
10. Что для этого, на ваш взгляд, нужно?
11. Можно ли создавать что-то новое в педагогической деятельности, не владея профессиональными знаниями, умениями, навыками? Почему?
12. Креативный ли вы человек?
13. Можете ли вы привести примеры проявления собственной креативности?
После обсуждения подводят итоги, делают выводы.
Задание 2. Игра-разминка.
Студентам предлагается задание: сидя в кругу и бросая друг другу мяч, называть прилагательные, характеризующие, с их точки зрения, креативную личность. Необходимо быть внимательным и не повторяться. Игра продолжается до тех пор, пока у студентов не появятся затруднения с поиском новых определений.
После этого студентам предлагается, бросая мяч, называть глаголы, характеризующие творческую деятельность. Эта игра позволяет взглянуть на творчество с точки зрения качеств, которыми должен обладать творческий человек. Она помогает актуализировать понятие творческой деятельности, дает возможность в определенной степени продиагностировать собственные творческие способности.
Задание 3. «Креативность» (по Н.Ю. Хрящевой).
Студентам предлагается нарисовать слово «креативность», создать образ в любой символической форме.
После того как все заканчивают рисовать, каждый создает словесный портрет креативности, рассказывает однокурсникам о своем образе.
Упражнение позволяет сформулировать многие сущностные характеристики креативности как свойства личности и творческого процесса.
В ходе обсуждения студенты могут задавать друг другу вопросы, уточнять содержание рисунков и высказываний. После того как все выскажутся, необходимо подвести итог, перечисляя основные идеи, касающиеся проявлений креативности, условий ее формирования и развития. Это способствует созданию ориентировочных основ, в рамках которых будут проводиться последующие занятия.
Задание 4. «Аббревиатуры» (по А. П. Ершовой).
Студентам предлагается ряд аббревиатур, например: СССР, СНГ, ЖКО, НИИ, КГБ, НТР и т.д. Каждый студент, выбрав для себя 3—4 аббревиатуры, должен дать расшифровку сокращенным названиям, ориентируя ее на понятие креативности. (Например: «СССР — свобода создания самостоятельного результата» и т.д.) Данное упражнение позволяет выявить сущностные характеристики креативности.
Задание 5. «Ассоциация».
Студенты занимают место в круге. Первый участник игры бросает кому-то из играющих мяч и называет любое слово. Тот, кто получил мяч, должен назвать 5—6 слов-ассоциаций, возникающих у него в связи с прозвучавшим словом. Затем он бросает мяч другому и называет свое слово и т.д.
Задание 6. «Изобретатели» (по Е. Ф. Шангиной).
Студенты разбиваются на группы по 5—6 человек. В каждой «научно-исследовательской лаборатории» необходимо изобрести то, чего сегодня не существует (новое слово, новый предмет, новую профессию, новое средство передвижения, новый продукт питания, растение или животное и т.д.). Нужно обосновать необходимость этого изобретения, привести примеры, описать, как выглядит, как будет использоваться и т.д.).
Когда все группы готовы, проводится презентация новой продукции. Остальные должны сомневаться в ее нужности, задавать вопросы, уточнять. «Изобретатели» отстаивают, доказывают важность своего изобретения. Если изобретение принимается общей комиссией, группе дается задание придумать и продемонстрировать рекламный ролик своей продукции для телевидения или радио.
Задание развивает способность видеть в привычном необычное, умение отстаивать свою точку зрения, доказывать, аргументировать, а также умение отказываться от идеи, если она оказалась несостоятельной.
- Практическое занятие. Тема: «Педагогическое проектирование»
- 5. Этапы проектирования.
- 6. Виды педагогических проектов.
- 7. Основные объекты педагогического проектирования.
- Практическое занятие. Тема: «Педагогическое взаимодействие и условия его гуманизации».
- Практическое занятие. Тема: «Технологии в образовательном процессе».
- Практическое занятие. Тема: «Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса»
- Лабораторное занятие Тема: «Технологии развития креативности педагога»
- Креативность в структуре педагогической деятельности.
- 2. Направленность на педагогическое творчество.
- Развитие интеллектуально-творческих способностей.
- 4. Развитие фантазии и воображения.
- Лабораторное занятие Тема: «Прогнозирование и проектирование педагогической деятельности»
- 1. Прогнозирование последствий поведения учителя.
- 3. Прогнозирование, проектирование и моделирование различных форм педагогической деятельности.
- 4. Моделирование ситуаций, содержащих элементы неопределенности.
- Лабораторное занятие Тема: «Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся»
- Лабораторное занятие Тема: «Педагогические технологии»
- 1. Понятие «технология» в педагогике
- 2.. Возможности модернизации технологий поддерживающего обучения
- 3. Технология разноуровневого обучения
- 4. Технология модульного обучения
- 5. Технология проблемного обучения
- 6. Технология проектного обучения
- 7. Дальтон-технология
- 8. Технология развития критического мышления учащихся
- Задания для самостоятельной работы по курсу Темы рефератов к теме: «Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Методологическая культура педагога»
- Темы рефератов к теме: «Инновационная направленность педагогической деятельности. Профессионально-педагогическая культура учителя»
- Темы рефератов к теме: «Педагогическое проектирование»
- Темы рефератов к теме: «Взаимодействие в педагогическом процессе»
- Темы рефератов к теме: «Технологии в образовательном процессе»
- Темы рефератов к теме: «Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса»
- Основная литература по курсу
- Краевский в.В., Бережнова е.В. Методология педагогики: новый этап. – м.: Академия, 2008.