logo
Практическая педагогика

Креативность в структуре педагогической деятельности.

Задачи.

1. Актуализация понятия «креативность».

2. Развитие ассоциативного мышления.

Задание 1. Свободная дискуссия на тему «Что такое креативность?».

Студентам предлагается в свободной форме высказать свое мнение о сущности термина «креативность». Беседу можно стиму­лировать следующими вопросами.

1. Что такое, на ваш взгляд, творчество? Креативность?

2. Что общего и различного в их понимании?

3. Любая ли деятельность может быть творческой?

4. Вспомните эпизод, где Том Сойер красил забор. Можно ли творчески копать яму, красить забор?

5. Какие профессии, род деятельности, на ваш взгляд, можно отнести к творческим? Почему? Есть ли профессии нетворческие? Почему?

6. Как люди определяют сущность творчества? Можно ли выде­лить показатели и критерии творческой деятельности?

7. Почему и поэзия А.С.Пушкина, и стихи первоклассника яв­ляются творчеством? Можно их сравнивать между собой?

8. Кого мы можем назвать креативной личностью?

9. Можно ли научиться творчеству?

10. Что для этого, на ваш взгляд, нужно?

11. Можно ли создавать что-то новое в педагогической деятель­ности, не владея профессиональными знаниями, умениями, на­выками? Почему?

12. Креативный ли вы человек?

13. Можете ли вы привести примеры проявления собственной креативности?

После обсуждения подводят итоги, делают выводы.

Задание 2. Игра-разминка.

Студентам предлагается задание: сидя в кругу и бросая друг другу мяч, называть прилагательные, характеризующие, с их точ­ки зрения, креативную личность. Необходимо быть вниматель­ным и не повторяться. Игра продолжается до тех пор, пока у студентов не появятся затруднения с поиском новых опреде­лений.

После этого студентам предлагается, бросая мяч, называть гла­голы, характеризующие творческую деятельность. Эта игра позво­ляет взглянуть на творчество с точки зрения качеств, которыми должен обладать творческий человек. Она помогает актуализиро­вать понятие творческой деятельности, дает возможность в опре­деленной степени продиагностировать собственные творческие способности.

Задание 3. «Креативность» (по Н.Ю. Хрящевой).

Студентам предлагается нарисовать слово «креативность», со­здать образ в любой символической форме.

После того как все заканчивают рисовать, каждый создает сло­весный портрет креативности, рассказывает однокурсникам о сво­ем образе.

Упражнение позволяет сформулировать многие сущностные характеристики креативности как свойства личности и творчес­кого процесса.

В ходе обсуждения студенты могут задавать друг другу вопросы, уточнять содержание рисунков и высказываний. После того как все выскажутся, необходимо подвести итог, перечисляя основные идеи, касающиеся проявлений креативности, условий ее формирования и развития. Это способствует созданию ориентировочных основ, в рамках которых будут проводиться последующие занятия.

Задание 4. «Аббревиатуры» (по А. П. Ершовой).

Студентам предлагается ряд аббревиатур, например: СССР, СНГ, ЖКО, НИИ, КГБ, НТР и т.д. Каждый студент, выбрав для себя 3—4 аббревиатуры, должен дать расшифровку сокращенным названиям, ориентируя ее на понятие креативности. (Например: «СССР — свобода создания самостоятельного результата» и т.д.) Данное упражнение позволяет выявить сущностные характерис­тики креативности.

Задание 5. «Ассоциация».

Студенты занимают место в круге. Первый участник игры бро­сает кому-то из играющих мяч и называет любое слово. Тот, кто получил мяч, должен назвать 5—6 слов-ассоциаций, возникаю­щих у него в связи с прозвучавшим словом. Затем он бросает мяч другому и называет свое слово и т.д.

Задание 6. «Изобретатели» (по Е. Ф. Шангиной).

Студенты разбиваются на группы по 5—6 человек. В каждой «научно-исследовательской лаборатории» необходимо изобрести то, чего сегодня не существует (новое слово, новый предмет, новую профессию, новое средство передвижения, новый продукт пита­ния, растение или животное и т.д.). Нужно обосновать необходи­мость этого изобретения, привести примеры, описать, как вы­глядит, как будет использоваться и т.д.).

Когда все группы готовы, проводится презентация новой про­дукции. Остальные должны сомневаться в ее нужности, задавать вопросы, уточнять. «Изобретатели» отстаивают, доказывают важ­ность своего изобретения. Если изобретение принимается общей ко­миссией, группе дается задание придумать и продемонстрировать рекламный ролик своей продукции для телевидения или радио.

Задание развивает способность видеть в привычном необыч­ное, умение отстаивать свою точку зрения, доказывать, аргумен­тировать, а также умение отказываться от идеи, если она оказа­лась несостоятельной.