logo
Практическая педагогика

8. Технология развития критического мышления учащихся

Содержание заданий

Методическое руководство

по усвоению учебного материала

Цели:

изучить особенности технологии развития критического мышления учащихся;

овладеть процедурами разработки техно­логических этапов

Задание 1. Изучите внимательно приведен­ный ниже учебный текст 8. Объясните сущность технологии развития кри­тического мышления учащихся. Какие теоре­тические идеи лежат в ее основе? Что прин­ципиально нового предложено автором дан­ной технологии для реализации субъектной позиции учащихся? Какие средства являются главными в управлении учением по данной технологии? Охарактеризуйте эти средства

Задание 2. Запишите возможные методи­ческие приемы, обеспечивающие реализа­цию технологических этапов

Результаты выполне­ния задания целесооб­разно представить в виде таблицы

Текст 8. Идея развития критического мышления является довольно новой для российской дидактики. Заговорили о целостной технологии развития критического мышления лишь в середине 1990-х годов. Сторонников развития критического мышления учащихся достаточно много. Техно­логия проблемно-модульного обучения продуктивна лишь тогда, когда школьники обладают критическим мышлением.

Критическое мышление означает не негативность суждений или кри­тику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов, с тем чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критиче­ское мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каж­дый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в кон­тексте учебной программы.

Критическое мышление — это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые про­думанные решения.

Цель технологии обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Исходные научные идеи. Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодей­ствию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

Системы действий преподавателя и учащихся

Этапы

Действия преподавателя

Действия учащихся

Этап «Вызов» (актуализа-ция субъектно-го опыта)

1. Нарисуйте в тетрадях по­знавательный объект так, как вы его себе представляете.

2. Посмотрите на свой рису­нок и вспомните все, что вы знаете о познавательном объекте.

3. В тетради нарисуйте табли­цу («маркировочную табли­цу») с тремя одинаковыми колонками.

Рисует на доске таблицу.

4. В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете о познавательном объекте.

5. Обменяйтесь своими мне­ниями в паре.

6. Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем о познавательном объ­екте?).

Записывает на доске в ле­вой колонке таблицы все, что говорят учащиеся. Эта колон­ка таблицы маркируется сло­вом «Знаю»

1. Каждый в тетради рисует познавательный объект так, как он себе его представляет.

2. Вспоминают все, что связано с рассматривае­мым познавательным объектом.

3. Рисуют маркировочную таблицу.

4. Записывают в левую колон­ку все то, что вспомнили о познавательном объекте.

5. Обмениваются друг с дру­гом своими знаниями.

6. Каждый по очереди инфор­мирует класс о том, что он знает о рассматриваемом объекте.

Левая колонка таблицы маркируется словом «Знаю». Дополняют записи в левой колонке таблицы

Этап «Осмыс­ление»

1. Предлагает учащимся клас­сифицировать записанные на доске знания по каким-либо основаниям.

2. На доске оформляется структурно-логическая схема (в соответствии с прове­денной классификацией)

1. Предлагают основания для классификации полученных об объекте сведений.

2. Записывают структурно-логическую схему, обсуждая вопрос о распределении по предложенным основаниям полученных на предыдущем этапе сведений

Этап «Чтение с пометка-ми»

1. Предлагает каждому уче­нику текст.

2. Дает задание учащимся: читаем и делаем в тексте по­метки (не более 10 мин).

Пометки:

«V» — «Знаю»;

«-« «Противоречит моим первоначальным представле­ниям»;

«?» — «Хочу узнать»;

«+» — «Это для меня новое».

3. Предлагает учащимся про­должить работу с маркиро­вочной таблицей индиви­дуально.

Маркирует две оставшиеся колонки таблицы: «Хочу уз­нать» и «Узнал новое».

4. Предлагает учащимся об­судить данные, записанные в третьей колонке в ходе само­стоятельной работы.

Заполняет вместе с уча­щимися третью колонку таб­лицы «Узнал новое».

5. Предлагает учащимся об­судить данные, записанные ими самостоятельно во вто­рую колонку таблицы «Хочу узнать».

Заполняет в ходе обсуж­дения вторую колонку табли­цы на доске.

6. Задает по ходу обсужде­ния вопросы учащимся: «Как вы думаете, из каких источни­ков мы можем об этом уз­нать?»; «У кого есть энцикло­педии?» и др.

7. Дает установку на домаш­нее задание: «К следующему уроку необходимо ответить на возникшие вопросу по поводу новой информации. Если возникнут затруднения, попробуем разобраться вместе»

1. Получают распечатку текста.

2. Читают тест и на полях де­лают предложенные учите­лем пометки.

3. Самостоятельно в тет­радях заполняют марки­ровочную таблицу в соот­ветствии со сделанными в тексте пометками.

4. Участвуют в обсуждении.

5. Участвуют в обсуждении.

6. Отвечают на вопросы учи­теля. Предлагают свои ва­рианты.

7. Выбирают тему для сооб­щения в соответствии с воз­никшими вопросами. Записывают домашнее зада­ние

Этап «Реф­лексия»

1. Предлагает учащимся раз­ные способы инициирования рефлексии учащихся

1. Проводят рефлексию

Этап «Домаш­нее задание»

1. Предлагает домашнее за­дание:

напишите сказку (эссе и т.п.) (по выбору);

составьте структурно-ло­гическую схему с учетом но­вых знаний (по выбору уча­щихся)

1. Выбирают домашнее за­дание

Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели: оценка (Где ошибка?); диагноз (В чем причина?); самоконтроль (Како­вы недостатки?); критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы); прогноз (Постройте прогноз).

Ограничения

1. Подготовка специального содержания текстов.

2. Невысокий уровень сформированности у школьников умений са­мостоятельной работы (Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами. – М.: Академия, 2002. – с.337-340).