Лабораторное занятие Тема: «Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся»
(2 часа)
Задачи.
1. Актуализация понятия «общение».
2. Выявление проблем профессионально-педагогического общения.
3. Актуализация индивидуальных коммуникативных способностей и умений студентов.
Задание 1. «Что значит эффективно общаться?».
Студенты делятся на группы по 5—6 человек. Каждой группе предлагается обсудить следующие вопросы и попытаться ответить на них:
1. Что такое общение?
2. Как человек учится общаться?
3. Что значит уметь общаться?
4. Есть ли какие-то особенности профессионального общения?
5. Какие профессии требуют от человека умений и навыков общения?
6. Каковы особенности профессионально-педагогического общения?
7. В чем трудности такого общения?
8. Что значит учиться общаться?
После того как все группы готовы (на работу отводится 20 мин), проводится коллективное обсуждение. Все ответы обобщаются, делаются выводы по итогам работы.
Задание 2. «Умею ли я общаться?».
Студентам предлагаются диагностические методики, направленные на выявление индивидуальных коммуникативных способностей.
1. Оценка уровня общительности (тест В.Ф.Ряховского).
2. Тест оценки коммуникативных умений.
3. Тест на оценку самоконтроля в общении (М.Снайдер).
Тест В.Ф. Ряховского.
1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли вас из колии ее ожидание?
2. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?
3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступать с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-нибудь вопрос)?
7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 10 рублей, которые занял несколько месяцев назад?
9. В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув, тарелку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения...?
12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?
14. Услышав где-нибудь в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?
15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?
Теперь рекомендуется самому оценить ответы: за каждое «да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0. Затем общее число очков суммируется и по классификатору определяется, к какой категории людей вы относитесь.
30—32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям тоже нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергает вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только недовольством — в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности вы обретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
14—18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время вы не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.
9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы можете себя заставить не отступать.
4-8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской. Задумайтесь над этим!
3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям — и на работе, и дома, и вообще повсюду — трудно с вами. Да, вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительнее откоситесь к людям; наконец, подумайте и о своем здоровье — такой стиль жизни не проходит бесследно.
Тест на оценку самоконтроля в общении
(Тест разработан американским психологом М.Снайдером)
Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву «В», если неверным или преимущественно неверным — букву «Н».
1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.
2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
10. Я не всегда такой, каким кажусь.
Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.
Подсчет результатов.
По одному баллу начисляется за ответ «Н» на 1, 5 и 7-й вопросы и за ответ «В» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы искренне отвечали на вопросы, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее:
0— 3 балла — у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.
4—6 баллов — у вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но несдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.
7— 10 баллов — у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете ситуацию и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.
Тест оценки коммуникативных умений
Вариант I.
Инструкция: Отметьте ситуации, которые вызывают у вас неудовлетворение, досаду, раздражение при беседе с любым человеком — будь то ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник.
Варианты ситуаций.
1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть, что сказать, но нет возможности вставить слово.
2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.
3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время разговора, и я не уверен, слушает ли он меня.
4. Разговор с таким партнером часто вызывает чувство пустой траты времени.
5. Собеседник постоянно суетится, карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова.
6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство недовольства и тревоги.
7. Собеседник постоянно отвлекает меня вопросами и комментариями.
8. Что бы я ни сказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.
9. Собеседник всегда старается опровергнуть меня.
10. Собеседник передергивает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание.
11. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться.
12. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.
13. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.
14. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним: играет сигаретой, протирает стекла и т.д., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.
15. Собеседник делает выводы за меня.
16. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.
17. Собеседник всегда смотрит на меня очень внимательно, как говорят, не мигая.
18. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это меня беспокоит.
19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.
20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.
21. Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.
22. Собеседник часто глядит на часы во время разговора.
23. Когда я вхожу в кабинет, он бросает все дела и все внимание обращает на меня.
24. Собеседник ведет себя так, будто я мешаю ему делать что-нибудь важное.
25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы с этим несогласны?»
Обработка и интерпретация результатов.
Подсчитайте процент ситуаций, вызывающих у вас досаду и раздражение.
70% — 100% — вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.
40%—70% — вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям. Вам еще недостает некоторых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, не ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.
10%—40% — вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с вами будет еще приятнее.
0 %— 10% — вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.
Вариант II.
Инструкция: «На 10 вопросов следует дать ответы, которые оцениваются»:
«почти всегда» — 2 балла;
«в большинстве случаев» — 4 балла;
«иногда» — 6 баллов;
«редко» — 8 баллов;
«почти никогда» — 10 баллов.
Список вопросов.
1. Стараетесь ли вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) неинтересны вам?
2. Раздражают ли вас манеры вашего партнера по общению?
3. Может ли неудачное выражение другого человека спровоцировать вас на резкость или грубость?
4. Избегаете ли вы вступать в разговор с неизвестным или малознакомым вам человеком.
5. Имеете ли вы привычку перебивать говорящего?
6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?
7. Меняете ли вы тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?
8. Меняете ли вы тему разговора, если он коснулся неприятной для вас темы?
9. Поправляете ли вы человека, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы?
10. Бывает ли у вас снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к собеседнику?
Обработка и интерпретация результатов.
Чем больше у вас баллов, тем в большей степени развито умение слушать.
Обычно средний балл слушателей составляет 55 баллов. Если набрано более 62 баллов, то слушатель — «выше среднего уровня».
Невербальные средства общения
Задание 1. «Фонация».
Студентам предлагается произнести одну и ту же фразу (например: «Сегодня я хочу рассказать вам...» или можно взять любую строчку из детского стихотворения «Зайку бросила хозяйка», «Наша Маша громко плачет») по-разному:
- с паузами после каждого слова;
- произнося после каждого слова: м-м, э-э;
- произнося после каждого слова: вот, это, ну;
- очень быстро;
- очень медленно;
- очень громко;
- очень тихо;
- тихо, но быстро;
- громко, но медленно;
- повторяя каждое слово дважды, и т.д.
При этом выясняется внутреннее состояние, при котором фраза может быть произнесена именно в том значении, какое значение она приобретает в том или ином случае.
Задание 2. «Интонирование».
Студентам предлагается произнести слова «да» или «нет» с разными интонациями. Каждый должен сам придумать определенные «предполагаемые обстоятельства», педагогическую ситуацию, в которой данное слово по отношению к ребенку могло прозвучать именно так.
Варианты интонаций: уверенно, весело, подбадривающе, агрессивно, отстраненно, доверяя тайну, снисходительно, с восхищением и т.д.
Студент должен выбрать для себя 3—4 эмоциональных состояния, отличных друг от друга, в течение 5 мин придумать ситуацию оправдания и продемонстрировать результат. Ситуация не проигрывается, а лишь рассказывается остальным.
Варианты задания.
I. Студентам можно предложить более длинную фразу, которую также надо произнести в разном эмоциональном состоянии, с разной целью. Например: строчку из стихотворения «Однажды в студеную зимнюю пору...» или любую скороговорку произнести как нравоучение, похвалу, восхищение, упрек и т.д.
II. Студентам предлагается произнести междометия, осуществить звукоподражание с различным подтекстом (ах, ох, м-м, э-э и т.д.; вкусно, надоело, задумчиво, уныло, вот-вот придет мысль, разочарованно, радостно).
Задание 3. «Логическое ударение» (по С.Г.Никольской).
Студентам предлагается произнести скороговорку, пословицу и т.д., делая каждый раз логическое ударение на следующем слове: «Шла Саша по шоссе...»
Также можно, работая в кругу, задавать соседу вопрос, логически выделяя по очереди слова. Тот, кому задан вопрос, должен ответить в соответствии с логикой поставленного вопроса.
Например:
- Шли сорок мышей?.. (Вопрос)
- Шли сорок мышей. (Ответ)
- Шли сорок мышей? (Вопрос)
- Шли сорок мышей. (Ответ)
Задание может усложняться тем, что вместо текста предлагается использовать звукоряд гласных: и-э-а-о-у-ы. Например:
- И-э-а-о-у-ы? (Вопрос)
- И-э-а-о-у-ы. (Ответ)
- И-э-а-о-у-ы? (Вопрос)
- И-э-а-о-у-ы. (Ответ)
Данные упражнения показывают, что одна и та же фраза имеет совершенно разное значение в различных коммуникативных ситуациях, а следовательно, по-разному воспринимается и оценивается партнерами.
Мимика и пантомимика в общении.
Задание 1. «Приветствие» (по И.А.Зязюну).
Студенты должны поприветствовать друг друга или сразу всю аудиторию с помощью невербальных средств. Задание выполняется по очереди, желательно не повторяться.
Задание 2. «Настроение» (по И.А.Зязюну).
Студенты должны показать, какое у них сейчас настроение (без слов).
Задание 3. «Мимика».
Мимика — это выражение своих мыслей, настроения движением мускулов лица.
Человек практически никогда не видит себя со стороны, поэтому крайне сложно представить себя в состоянии гнева, радости, печали. Как правило, подходя к зеркалу, мы принимаем то выражение лица, которое нам больше всего нравится. Поэтому часто, увидев себя со стороны, например на видеопленке, люди восклицают: «Неужели это я?»
Механизмом формирования мимической экспрессии является подражание, уходящее корнями в детство. Неумение следить за своей мимикой, невозможность видеть и контролировать себя со стороны может привести к развитию негативной экспрессии («кривлянию»), появлению мимических реакций — «паразитов» (прищуривать глаз, морщить нос, кусать губы, кривить рот и т.п.).
Студенты работают индивидуально (с зеркалами). Необходимо изобразить различные эмоциональные состояния, при этом разглядывая себя в зеркале (страх, волнение, робость, удивление, возмущения, недовольство и т.д. и т.п.).
Общепринятым знаком расположения к собеседнику является улыбка, но и улыбка бывает разной.
Улыбнуться в зеркало: лукаво, искренне, испуганно, заискивающе, пренебрежительно, зло и т.д. и т.п.
Задание 4. «Зеркало» (по К.С.Станиславскому).
Студенты работают в парах. Один выступает в роли зеркала по отношению к другому. Все пары работают одновременно, не привлекая друг к другу внимания.
Один изображает различные мимические реакции, другой старается максимально точно их повторить. Затем студенты меняются ролями.
Установление контакта в общении.
Задание 1. «Встреча».
Студенты делятся по парам. Каждая пара получает карточку-задание. Во время подготовки оговариваются лишь условия, в которых осуществляется диалог, распределяются роли.
Варианты задания.
1. Встреча с человеком, с которым когда-то общались, но прошло много времени и уже ничего не связывает.
2. Встреча с человеком, от которого много зависит.
3. Встреча с человеком, которого видите каждый день.
4. Встреча с человеком, беседа с которым вас не очень радует, хотелось бы избежать ее, но надо соблюсти правила приличия.
5. Неожиданная встреча с давним другом.
6. Встреча начальника на улице.
7. Встреча учителя с родителем, который давно не приходит в школу по вызову.
8. Встреча летом ученика на улице и т.д.
При выполнении задания студенты должны использовать те знания, которые получили на занятии. Ситуация завершается тогда, когда студенты попрощаются друг с другом.
Необходимо обратить внимание студентов на то, как одни и те же приемы наполняются разным содержанием в зависимости от конкретной ситуации (например, приветствие «здравствуйте» или «привет»).
Задание 2. «Давайте познакомимся».
Студентам предлагается выбрать для себя ситуацию, в которой они должны познакомиться с детьми, кратко рассказать о цели их будущего общения и попрощаться, выразив удовольствие от предстоящего общения (например: с новым классом, с отрядом в загородном лагере, с детьми, с которыми вместе поедут на экскурсию в другой город, и т.п.).
На подготовку студентам отводится 5—10 мин; каждое представление должно занимать 1 —2 мин. В качестве детской аудитории выступают студенты, которые могут включаться в беседу от имени учеников, задавать вопросы, уточнять и т.д.
После каждого представления проводится коллективный анализ. Оцениваются навыки использования полученных знаний, умения реагировать на неожиданные ситуации, сохраняя позитивный настрой на общение.
Данное упражнение формирует навыки установления контакта с аудиторией и создания положительной установки на общение.
Задание 3. «Хочу у вас работать».
Студенты разбиваются по парам. Одному отводится роль директора школы, другому — роль человека, желающего устроиться на работу в эту школу. Содержание диалога заранее не оговаривается. Задача пришедшего — устраиваясь на работу, максимально расположить к себе директора и получить работу. Студент, исполняющий роль директора, может сам выбирать стиль общения и тактику поведения.
После каждого показа проводится обсуждение. Вначале высказываются исполнители, анализируя собственное поведение и поведение партнера. Затем анализ проводится со стороны наблюдателей: что позволило добиться поставленной цели или, напротив, какие приемы были использованы, по каким невербальным признакам угадывалось эмоциональное состояние исполнителей и т.д.
Данное задание формирует навыки общения в официальных ситуациях, в ситуациях различных целевых установок партнеров.
Позиции в общении.
Задание 1. «Комплимент».
Студенты образуют двойной круг: внутренний и внешний. Внутренний круг встает лицом к внешнему, образуя пары. Каждый в паре должен сказать друг другу комплимент. Необходимо быть максимально искренним, искать в человеке то, что на самом деле заслуживает похвалы, также нужно не забыть поблагодарить партнера за приятные слова. Затем круги перемешаются так, чтобы поменялись партнеры. Работа продолжается до тех пор, пока каждый стоящий во внешнем круге не обменяется комплиментом с каждым, стоящим во внутреннем круге.
Упражнение направлено на формирование умений замечать положительное в других и искренне об этом говорить.
Задание 2.
В общении люди могут занимать различные позиции по отношению друг к другу. В позиции проявляется стиль, манера общения человека. Разные ситуации позволяют занимать и различные позиции. В психологии принято выделять следующие позиции.
Позиция «Родитель» — основной стиль поведения: самоуверен, агрессивен, учит, направляет, оценивает, не сомневается, за все отвечает, со всех требует.
Позиция «Взрослый» — основной стиль поведения: корректен, сдержан, логически анализирует, свободен от предрассудков, не поддается настроению, рассуждает, анализирует.
Позиция «Дитя» («Ребенок») — основной стиль поведения: неуверен, подчинен, эмоционален, человек настроения, нелогичен, импульсивен.
Студентам предлагается подумать и высказать свое мнение по следующим вопросам.
1. Какая позиция, на ваш взгляд, наиболее приемлема для учителя? Обоснуйте.
2. Приходилось ли вам наблюдать каждую из этих позиций у учителей? Приведите примеры.
3. Проанализируйте различные реакции учителя на поступок ученика: ученик в очередной раз не готов к уроку.
1. «Как мне все надоело, разбирайся со своими оценками сам».
2. «Давай вместе подумаем, что с тобой происходит, и попытаемся найти выход из ситуации».
3. «Завтра же с родителями — к директору».
Какую позицию в каждой ситуации занимает учитель? Почему вы так решили?
Ответьте на вопросы:
1. Можете ли вы, проанализировав свое поведение, определить, какая из позиций чаще всего проявляется в вашем поведении? Приведите примеры.
2. Подумайте и приведите примеры ситуаций из собственного опыта, когда вы занимали различные позиции.
3. В каких ситуациях, в общении с какими людьми вам свойственно занимать ту или иную позицию?
4. Вспомните ситуации, когда вы занимали позицию «Родителя» или «Взрослого» по отношению к своим родителям.
5. Вспомните ситуации, когда ваши родители или другие взрослые люди занимали по отношению к вам позицию «Ребенка».
В ходе обсуждения необходимо понять, что каждому человеку, имея доминирующую линию поведения, свойствен свой стиль общения, свойственно в различных ситуациях занимать различные позиции.
Позиция предопределяет выбор тактики поведения, т.е. приспосабливание человека к той или иной ситуации, «пристройка» к тому или иному человеку (или аудитории).
Каждой рассматриваемой нами позиции в общении соответствует определенная тактика педагогического поведения, тактика приспособления к ситуации.
«Пристройка сверху» — учитель демонстрирует независимость, берет всю ответственность на себя.
«Пристройка рядом» — учитель считается с мнением учеников, стремится разобраться в каждой ситуации, понять интересы детей, предоставляет свободу выбора и самостоятельность.
«Пристройка снизу» — в поведении учителя обнаруживается зависимость, подчиненность ситуации, неуверенность в себе.
Задание 3. «Хамелеон».
Студентам предлагается проанализировать, как в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон» менялась тактика поведения полицейского надзирателя Очумелова в зависимости от ситуации.
1. Какие позиции, на ваш взгляд, занимает герой рассказа?
2. Проанализируйте, как меняется внешний вид, манера говорить, используемые Очумеловым слова в зависимости от смены позиций.
Задание 4. «Внешний вид».
Студенты работают в группах по 5—6 человек. Им предлагается заполнить таблицу 2, записав характерные для той или иной позиции в общении внешние признаки. На работу отводится 10—15 мин.
Т а б л и ц а 2
Анализ поведенческих реакций
Внешние признаки | «Родитель» | «Взрослый» | «Ребенок» |
Выражение лица |
|
|
|
Поза |
|
|
|
Характерные слова и выражения |
|
|
|
Интонации |
|
|
|
Затем каждая группа зачитывает свои варианты, в ходе совместного обсуждения характеристики могут уточняться и дополняться.
Данное задание актуализирует представление студентов о каждой из названных позиций, позволяет выявить позитивные и негативные стороны.
Задание 5. «Дискуссия».
Студентам предлагается подумать и высказаться по следующим вопросам: какую тактику изберет учитель, на ваш взгляд, если он боится детей, если он не может установить с ними контакт? Перечислите положительные и отрицательные последствия педагогического воздействия учителя на детей, занимающего каждую из перечисленных нами позиций.
Данное задание актуализирует представление студентов о каждой из названных позиций, позволяет выявить позитивные и негативные стороны.
Задание 6. «В разных позициях».
Студентам, работая всем вместе, предлагается обсудить проблему: «Влияние средств массовой информации на развитие детей». Каждый должен высказывать свою точку зрения, но при этом сознательно занимая одну из трех позиций в общении. Начать дискуссию может преподаватель, высказав свое видение проблемы. Если никто не поддерживает разговор, он обращается к одному из студентов с просьбой высказать свое мнение. При этом студент должен занять позицию, отличную от той, которую продемонстрировал преподаватель. Постепенно должны включаться в разговор все новые и новые участники, занимая каждый раз позицию, отличающуюся от предыдущей. Желательно, чтобы в ходе выполнения задания каждый попробовал себя в разных позициях, перестроился с одной на другую. Если по мере включения в дискуссию новых участников возникает шум, агрессия, конфликтные ситуации, преподаватель должен остановить на несколько секунд разговор, а затем вновь его возобновить.
После окончания дискуссии каждый анализирует свое поведение, высказываясь о том, в какой позиции ему было легче всего вести спор, какую позицию он занял, когда его внимание переключилось с условия задания на обсуждаемую тему, с оппонентами, занимающими какую позицию, легче было вести полемику и т.д.
Данное задание направлено на актуализацию собственной позиции в общении, на формирование умений выстраивать собственную тактику поведения, учитывая ситуацию и поведение партнеров.
- Практическое занятие. Тема: «Педагогическое проектирование»
- 5. Этапы проектирования.
- 6. Виды педагогических проектов.
- 7. Основные объекты педагогического проектирования.
- Практическое занятие. Тема: «Педагогическое взаимодействие и условия его гуманизации».
- Практическое занятие. Тема: «Технологии в образовательном процессе».
- Практическое занятие. Тема: «Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса»
- Лабораторное занятие Тема: «Технологии развития креативности педагога»
- Креативность в структуре педагогической деятельности.
- 2. Направленность на педагогическое творчество.
- Развитие интеллектуально-творческих способностей.
- 4. Развитие фантазии и воображения.
- Лабораторное занятие Тема: «Прогнозирование и проектирование педагогической деятельности»
- 1. Прогнозирование последствий поведения учителя.
- 3. Прогнозирование, проектирование и моделирование различных форм педагогической деятельности.
- 4. Моделирование ситуаций, содержащих элементы неопределенности.
- Лабораторное занятие Тема: «Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся»
- Лабораторное занятие Тема: «Педагогические технологии»
- 1. Понятие «технология» в педагогике
- 2.. Возможности модернизации технологий поддерживающего обучения
- 3. Технология разноуровневого обучения
- 4. Технология модульного обучения
- 5. Технология проблемного обучения
- 6. Технология проектного обучения
- 7. Дальтон-технология
- 8. Технология развития критического мышления учащихся
- Задания для самостоятельной работы по курсу Темы рефератов к теме: «Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Методологическая культура педагога»
- Темы рефератов к теме: «Инновационная направленность педагогической деятельности. Профессионально-педагогическая культура учителя»
- Темы рефератов к теме: «Педагогическое проектирование»
- Темы рефератов к теме: «Взаимодействие в педагогическом процессе»
- Темы рефератов к теме: «Технологии в образовательном процессе»
- Темы рефератов к теме: «Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса»
- Основная литература по курсу
- Краевский в.В., Бережнова е.В. Методология педагогики: новый этап. – м.: Академия, 2008.