logo
Практическая педагогика

Лабораторное занятие Тема: «Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся»

(2 часа)

Задачи.

1. Актуализация понятия «общение».

2. Выявление проблем профессионально-педагогического об­щения.

3. Актуализация индивидуальных коммуникативных способно­стей и умений студентов.

Задание 1. «Что значит эффективно общаться?».

Студенты делятся на группы по 5—6 человек. Каждой группе предлагается обсудить следующие вопросы и попытаться ответить на них:

1. Что такое общение?

2. Как человек учится общаться?

3. Что значит уметь общаться?

4. Есть ли какие-то особенности профессионального общения?

5. Какие профессии требуют от человека умений и навыков об­щения?

6. Каковы особенности профессионально-педагогического об­щения?

7. В чем трудности такого общения?

8. Что значит учиться общаться?

После того как все группы готовы (на работу отводится 20 мин), проводится коллективное обсуждение. Все ответы обоб­щаются, делаются выводы по итогам работы.

Задание 2. «Умею ли я общаться?».

Студентам предлагаются диагностические методики, направ­ленные на выявление индивидуальных коммуникативных способ­ностей.

1. Оценка уровня общительности (тест В.Ф.Ряховского).

2. Тест оценки коммуникативных умений.

3. Тест на оценку самоконтроля в общении (М.Снайдер).

Тест В.Ф. Ряховского.

1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли вас из колии ее ожидание?

2. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момен­та?

3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступать с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы ни­когда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избе­жать этой командировки?

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, отве­тить на какой-нибудь вопрос)?

7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 10 рублей, которые занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкаче­ственное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув, тарелку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым загово­рит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения...?

12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оцен­ки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чу­жих мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?

14. Услышав где-нибудь в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпо­чтете ли вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобрать­ся в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Теперь рекомендуется самому оценить ответы: за каждое «да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0. Затем общее число очков сумми­руется и по классификатору определяется, к какой категории людей вы относитесь.

30—32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям то­же нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует группо­вых усилий. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одино­чество, и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необ­ходимость новых контактов если и не ввергает вас в панику, то надол­го выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только недоволь­ством — в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности вы обретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пу­гают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и дис­путах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком мно­го сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14—18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любозна­тельны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпели­вы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчи­вости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людь­ми. В то же время вы не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.

9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охот­но знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает, так это усид­чивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблема­ми. При желании, однако, вы можете себя заставить не отступать.

4-8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если име­ете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успеш­но довести его до конца. По этой самой причине руководители и кол­леги относятся к вам с некоторой опаской. Задумайтесь над этим!

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный ха­рактер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в ко­торых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бы­ваете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыль­чивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям — и на работе, и дома, и вообще повсюду — трудно с ва­ми. Да, вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде все­го воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительнее от­коситесь к людям; наконец, подумайте и о своем здоровье — такой стиль жизни не проходит бесследно.

Тест на оценку самоконтроля в общении

(Тест разработан американским психологом М.Снайдером)

Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам вер­ным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым но­мером букву «В», если неверным или преимущественно неверным — букву «Н».

1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других лю­дей.

2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глу­боко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, по­стоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуника­тивным контролем более непосредственны и открыты, у них более ус­тойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.

Подсчет результатов.

По одному баллу начисляется за ответ «Н» на 1, 5 и 7-й вопросы и за ответ «В» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы искренне отвечали на вопросы, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее:

0— 3 балла — у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведе­ние устойчиво, и вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Неко­торые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямоли­нейности.

4—6 баллов — у вас средний коммуникативный контроль, вы ис­кренни, но несдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считае­тесь в своем поведении с окружающими людьми.

7— 10 баллов — у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хоро­шо чувствуете ситуацию и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.

Тест оценки коммуникативных умений

Вариант I.

Инструкция: Отметьте ситуации, которые вызывают у вас неудовлет­ворение, досаду, раздражение при беседе с любым человеком — будь то ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник.

Варианты ситуаций.

1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть, что ска­зать, но нет возможности вставить слово.

2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.

3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время разговора, и я не уверен, слушает ли он меня.

4. Разговор с таким партнером часто вызывает чувство пустой траты времени.

5. Собеседник постоянно суетится, карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова.

6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство недо­вольства и тревоги.

7. Собеседник постоянно отвлекает меня вопросами и комментари­ями.

8. Что бы я ни сказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.

9. Собеседник всегда старается опровергнуть меня.

10. Собеседник передергивает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание.

11. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться.

12. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не рас­слышал.

13. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.

14. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторон­ним: играет сигаретой, протирает стекла и т.д., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.

15. Собеседник делает выводы за меня.

16. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествова­ние.

17. Собеседник всегда смотрит на меня очень внимательно, как гово­рят, не мигая.

18. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это меня беспо­коит.

19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.

20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.

21. Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет смешные исто­рии, шуточки, анекдоты.

22. Собеседник часто глядит на часы во время разговора.

23. Когда я вхожу в кабинет, он бросает все дела и все внимание обращает на меня.

24. Собеседник ведет себя так, будто я мешаю ему делать что-нибудь важное.

25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его вы­сказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы с этим несогласны?»

Обработка и интерпретация результатов.

Подсчитайте процент ситуаций, вызывающих у вас досаду и раздра­жение.

70% — 100% — вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.

40%—70% — вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям. Вам еще недостает некоторых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте вни­мание на манере говорить, не притворяйтесь, не ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.

10%—40% — вы хороший собеседник, но иногда отказываете парт­неру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с вами будет еще приятнее.

0 %— 10% — вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

Вариант II.

Инструкция: «На 10 вопросов следует дать ответы, которые оценива­ются»:

«почти всегда» — 2 балла;

«в большинстве случаев» — 4 балла;

«иногда» — 6 баллов;

«редко» — 8 баллов;

«почти никогда» — 10 баллов.

Список вопросов.

1. Стараетесь ли вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) неинтересны вам?

2. Раздражают ли вас манеры вашего партнера по общению?

3. Может ли неудачное выражение другого человека спровоцировать вас на резкость или грубость?

4. Избегаете ли вы вступать в разговор с неизвестным или малознако­мым вам человеком.

5. Имеете ли вы привычку перебивать говорящего?

6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете со­всем о другом?

7. Меняете ли вы тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?

8. Меняете ли вы тему разговора, если он коснулся неприятной для вас темы?

9. Поправляете ли вы человека, если в его речи встречаются непра­вильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы?

10. Бывает ли у вас снисходительно-менторский тон с оттенком пре­небрежения и иронии по отношению к собеседнику?

Обработка и интерпретация результатов.

Чем больше у вас баллов, тем в большей степени развито умение слушать.

Обычно средний балл слушателей составляет 55 баллов. Если набрано более 62 баллов, то слушатель — «выше среднего уровня».

Невербальные средства общения

Задание 1. «Фонация».

Студентам предлагается произнести одну и ту же фразу (на­пример: «Сегодня я хочу рассказать вам...» или можно взять лю­бую строчку из детского стихотворения «Зайку бросила хозяйка», «Наша Маша громко плачет») по-разному:

- с паузами после каждого слова;

- произнося после каждого слова: м-м, э-э;

- произнося после каждого слова: вот, это, ну;

- очень быстро;

- очень медленно;

- очень громко;

- очень тихо;

- тихо, но быстро;

- громко, но медленно;

- повторяя каждое слово дважды, и т.д.

При этом выясняется внутреннее состояние, при котором фраза может быть произнесена именно в том значении, какое значение она приобретает в том или ином случае.

Задание 2. «Интонирование».

Студентам предлагается произнести слова «да» или «нет» с раз­ными интонациями. Каждый должен сам придумать определен­ные «предполагаемые обстоятельства», педагогическую ситуацию, в которой данное слово по отношению к ребенку могло прозву­чать именно так.

Варианты интонаций: уверенно, весело, подбадриваю­ще, агрессивно, отстраненно, доверяя тайну, снисходительно, с восхищением и т.д.

Студент должен выбрать для себя 3—4 эмоциональных состоя­ния, отличных друг от друга, в течение 5 мин придумать ситуа­цию оправдания и продемонстрировать результат. Ситуация не проигрывается, а лишь рассказывается остальным.

Варианты задания.

I. Студентам можно предложить более длинную фразу, кото­рую также надо произнести в разном эмоциональном состоянии, с разной целью. Например: строчку из стихотворения «Однажды в студеную зимнюю пору...» или любую скороговорку произнести как нравоучение, похвалу, восхищение, упрек и т.д.

II. Студентам предлагается произнести междометия, осуществить звукоподражание с различным подтекстом (ах, ох, м-м, э-э и т.д.; вкусно, надоело, задумчиво, уныло, вот-вот придет мысль, разо­чарованно, радостно).

Задание 3. «Логическое ударение» (по С.Г.Никольской).

Студентам предлагается произнести скороговорку, пословицу и т.д., делая каждый раз логическое ударение на следующем сло­ве: «Шла Саша по шоссе...»

Также можно, работая в кругу, задавать соседу вопрос, логи­чески выделяя по очереди слова. Тот, кому задан вопрос, должен ответить в соответствии с логикой поставленного вопроса.

Например:

- Шли сорок мышей?.. (Вопрос)

- Шли сорок мышей. (Ответ)

- Шли сорок мышей? (Вопрос)

- Шли сорок мышей. (Ответ)

Задание может усложняться тем, что вместо текста предлагает­ся использовать звукоряд гласных: и-э-а-о-у-ы. Например:

- И-э-а-о-у-ы? (Вопрос)

- И-э-а-о-у-ы. (Ответ)

- И-э-а-о-у-ы? (Вопрос)

- И-э-а-о-у-ы. (Ответ)

Данные упражнения показывают, что одна и та же фраза име­ет совершенно разное значение в различных коммуникативных ситуациях, а следовательно, по-разному воспринимается и оце­нивается партнерами.

Мимика и пантомимика в общении.

Задание 1. «Приветствие» (по И.А.Зязюну).

Студенты должны поприветствовать друг друга или сразу всю аудиторию с помощью невербальных средств. Задание выполняет­ся по очереди, желательно не повторяться.

Задание 2. «Настроение» (по И.А.Зязюну).

Студенты должны показать, какое у них сейчас настроение (без слов).

Задание 3. «Мимика».

Мимика — это выражение своих мыслей, настроения движени­ем мускулов лица.

Человек практически никогда не видит себя со стороны, по­этому крайне сложно представить себя в состоянии гнева, радос­ти, печали. Как правило, подходя к зеркалу, мы принимаем то выражение лица, которое нам больше всего нравится. Поэтому часто, увидев себя со стороны, например на видеопленке, люди восклицают: «Неужели это я?»

Механизмом формирования мимической экспрессии являет­ся подражание, уходящее корнями в детство. Неумение следить за своей мимикой, невозможность видеть и контролировать себя со стороны может привести к развитию негативной экспрессии («кривлянию»), появлению мимических реакций — «паразитов» (прищуривать глаз, морщить нос, кусать губы, кривить рот и т.п.).

Студенты работают индивидуально (с зеркалами). Необходимо изобразить различные эмоциональные состояния, при этом раз­глядывая себя в зеркале (страх, волнение, робость, удивление, возмущения, недовольство и т.д. и т.п.).

Общепринятым знаком расположения к собеседнику является улыбка, но и улыбка бывает разной.

Улыбнуться в зеркало: лукаво, искренне, испуганно, заиски­вающе, пренебрежительно, зло и т.д. и т.п.

Задание 4. «Зеркало» (по К.С.Станиславскому).

Студенты работают в парах. Один выступает в роли зеркала по отношению к другому. Все пары работают одновременно, не при­влекая друг к другу внимания.

Один изображает различные мимические реакции, другой ста­рается максимально точно их повторить. Затем студенты меняют­ся ролями.

Установление контакта в общении.

Задание 1. «Встреча».

Студенты делятся по парам. Каждая пара получает карточку-задание. Во время подготовки оговариваются лишь условия, в ко­торых осуществляется диалог, распределяются роли.

Варианты задания.

1. Встреча с человеком, с которым когда-то общались, но про­шло много времени и уже ничего не связывает.

2. Встреча с человеком, от которого много зависит.

3. Встреча с человеком, которого видите каждый день.

4. Встреча с человеком, беседа с которым вас не очень радует, хотелось бы избежать ее, но надо соблюсти правила приличия.

5. Неожиданная встреча с давним другом.

6. Встреча начальника на улице.

7. Встреча учителя с родителем, который давно не приходит в школу по вызову.

8. Встреча летом ученика на улице и т.д.

При выполнении задания студенты должны использовать те знания, которые получили на занятии. Ситуация завершается тог­да, когда студенты попрощаются друг с другом.

Необходимо обратить внимание студентов на то, как одни и те же приемы наполняются разным содержанием в зависимости от конкретной ситуации (например, приветствие «здравствуйте» или «привет»).

Задание 2. «Давайте познакомимся».

Студентам предлагается выбрать для себя ситуацию, в которой они должны познакомиться с детьми, кратко рассказать о цели их будущего общения и попрощаться, выразив удовольствие от пред­стоящего общения (например: с новым классом, с отрядом в за­городном лагере, с детьми, с которыми вместе поедут на экскур­сию в другой город, и т.п.).

На подготовку студентам отводится 5—10 мин; каждое пред­ставление должно занимать 1 —2 мин. В качестве детской аудито­рии выступают студенты, которые могут включаться в беседу от имени учеников, задавать вопросы, уточнять и т.д.

После каждого представления проводится коллективный ана­лиз. Оцениваются навыки использования полученных знаний, умения реагировать на неожиданные ситуации, сохраняя пози­тивный настрой на общение.

Данное упражнение формирует навыки установления контакта с аудиторией и создания положительной установки на общение.

Задание 3. «Хочу у вас работать».

Студенты разбиваются по парам. Одному отводится роль ди­ректора школы, другому — роль человека, желающего устроиться на работу в эту школу. Содержание диалога заранее не оговарива­ется. Задача пришедшего — устраиваясь на работу, максимально расположить к себе директора и получить работу. Студент, испол­няющий роль директора, может сам выбирать стиль общения и тактику поведения.

После каждого показа проводится обсуждение. Вначале выс­казываются исполнители, анализируя собственное поведение и поведение партнера. Затем анализ проводится со стороны наблю­дателей: что позволило добиться поставленной цели или, на­против, какие приемы были использованы, по каким невербаль­ным признакам угадывалось эмоциональное состояние испол­нителей и т.д.

Данное задание формирует навыки общения в официальных ситуациях, в ситуациях различных целевых установок партнеров.

Позиции в общении.

Задание 1. «Комплимент».

Студенты образуют двойной круг: внутренний и внешний. Внут­ренний круг встает лицом к внешнему, образуя пары. Каждый в паре должен сказать друг другу комплимент. Необходимо быть максимально искренним, искать в человеке то, что на самом деле заслуживает похвалы, также нужно не забыть поблагодарить партнера за приятные слова. Затем круги перемешаются так, чтобы поменялись партнеры. Работа продолжается до тех пор, пока каж­дый стоящий во внешнем круге не обменяется комплиментом с каждым, стоящим во внутреннем круге.

Упражнение направлено на формирование умений замечать положительное в других и искренне об этом говорить.

Задание 2.

В общении люди могут занимать различные позиции по отно­шению друг к другу. В позиции проявляется стиль, манера обще­ния человека. Разные ситуации позволяют занимать и различные позиции. В психологии принято выделять следующие позиции.

Позиция «Родитель» — основной стиль поведения: самоуверен, агрессивен, учит, направляет, оценивает, не сомневается, за все отвечает, со всех требует.

Позиция «Взрослый» — основной стиль поведения: корректен, сдержан, логически анализирует, свободен от предрассудков, не поддается настроению, рассуждает, анализирует.

Позиция «Дитя» («Ребенок») — основной стиль поведения: не­уверен, подчинен, эмоционален, человек настроения, нелогичен, импульсивен.

Студентам предлагается подумать и высказать свое мнение по следующим вопросам.

1. Какая позиция, на ваш взгляд, наиболее приемлема для учи­теля? Обоснуйте.

2. Приходилось ли вам наблюдать каждую из этих позиций у учителей? Приведите примеры.

3. Проанализируйте различные реакции учителя на поступок ученика: ученик в очередной раз не готов к уроку.

1. «Как мне все надоело, разбирайся со своими оценками сам».

2. «Давай вместе подумаем, что с тобой происходит, и попыта­емся найти выход из ситуации».

3. «Завтра же с родителями — к директору».

Какую позицию в каждой ситуации занимает учитель? Почему вы так решили?

Ответьте на вопросы:

1. Можете ли вы, проанализировав свое поведение, опреде­лить, какая из позиций чаще всего проявляется в вашем поведе­нии? Приведите примеры.

2. Подумайте и приведите примеры ситуаций из собственного опыта, когда вы занимали различные позиции.

3. В каких ситуациях, в общении с какими людьми вам свой­ственно занимать ту или иную позицию?

4. Вспомните ситуации, когда вы занимали позицию «Родите­ля» или «Взрослого» по отношению к своим родителям.

5. Вспомните ситуации, когда ваши родители или другие взрос­лые люди занимали по отношению к вам позицию «Ребенка».

В ходе обсуждения необходимо понять, что каждому человеку, имея доминирующую линию поведения, свойствен свой стиль об­щения, свойственно в различных ситуациях занимать различные позиции.

Позиция предопределяет выбор тактики поведения, т.е. при­спосабливание человека к той или иной ситуации, «пристройка» к тому или иному человеку (или аудитории).

Каждой рассматриваемой нами позиции в общении соответ­ствует определенная тактика педагогического поведения, тактика приспособления к ситуации.

«Пристройка сверху» — учитель демонстрирует независимость, берет всю ответственность на себя.

«Пристройка рядом» — учитель считается с мнением учеников, стремится разобраться в каждой ситуации, понять интересы де­тей, предоставляет свободу выбора и самостоятельность.

«Пристройка снизу» — в поведении учителя обнаруживается за­висимость, подчиненность ситуации, неуверенность в себе.

Задание 3. «Хамелеон».

Студентам предлагается проанализировать, как в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон» менялась тактика поведения полицей­ского надзирателя Очумелова в зависимости от ситуации.

1. Какие позиции, на ваш взгляд, занимает герой рассказа?

2. Проанализируйте, как меняется внешний вид, манера гово­рить, используемые Очумеловым слова в зависимости от смены позиций.

Задание 4. «Внешний вид».

Студенты работают в группах по 5—6 человек. Им предлагается заполнить таблицу 2, записав характерные для той или иной пози­ции в общении внешние признаки. На работу отводится 10—15 мин.

Т а б л и ц а 2

Анализ поведенческих реакций

Внешние признаки

«Родитель»

«Взрослый»

«Ребенок»

Выражение лица

Поза

Характерные слова и выражения

Интонации

Затем каждая группа зачитывает свои варианты, в ходе со­вместного обсуждения характеристики могут уточняться и до­полняться.

Данное задание актуализирует представление студентов о каж­дой из названных позиций, позволяет выявить позитивные и не­гативные стороны.

Задание 5. «Дискуссия».

Студентам предлагается подумать и высказаться по следующим вопросам: какую тактику изберет учитель, на ваш взгляд, если он боится детей, если он не может установить с ними контакт? Пе­речислите положительные и отрицательные последствия педаго­гического воздействия учителя на детей, занимающего каждую из перечисленных нами позиций.

Данное задание актуализирует представление студентов о каж­дой из названных позиций, позволяет выявить позитивные и не­гативные стороны.

Задание 6. «В разных позициях».

Студентам, работая всем вместе, предлагается обсудить про­блему: «Влияние средств массовой информации на развитие де­тей». Каждый должен высказывать свою точку зрения, но при этом сознательно занимая одну из трех позиций в общении. Начать дис­куссию может преподаватель, высказав свое видение проблемы. Если никто не поддерживает разговор, он обращается к одному из студентов с просьбой высказать свое мнение. При этом студент должен занять позицию, отличную от той, которую продемонст­рировал преподаватель. Постепенно должны включаться в разго­вор все новые и новые участники, занимая каждый раз позицию, отличающуюся от предыдущей. Желательно, чтобы в ходе выпол­нения задания каждый попробовал себя в разных позициях, пе­рестроился с одной на другую. Если по мере включения в дискус­сию новых участников возникает шум, агрессия, конфликтные ситуации, преподаватель должен остановить на несколько секунд разговор, а затем вновь его возобновить.

После окончания дискуссии каждый анализирует свое поведе­ние, высказываясь о том, в какой позиции ему было легче всего вести спор, какую позицию он занял, когда его внимание пере­ключилось с условия задания на обсуждаемую тему, с оппонента­ми, занимающими какую позицию, легче было вести полемику и т.д.

Данное задание направлено на актуализацию собственной пози­ции в общении, на формирование умений выстраивать собственную тактику поведения, учитывая ситуацию и поведение партнеров.