logo
Практическая педагогика

1. Понятие «технология» в педагогике

Содержание заданий

Методическое руководство

по усвоению учебного

материала

Цель:

ознакомиться с изменением понятия «тех­нология» в педагогике;

изучить причины использования техноло­гий в образовательном процессе

Задание 1. Прочитайте соответствующий текст 1. Ответьте на вопросы: Как из­менилось понятие «технология» в педагогике? Каковы причины технологического подхода к организации образовательного процесса? Что понимают под педагогической техноло­гией? Выделите в тексте определения образо­вательной технологии и укажите, чем данные определения дополняют друг друга. Какое определение технологии ближе, понятнее вам? Почему? Ответ аргументируйте

Задание 2. Назовите различия образова­тельных технологий с позиций психологии и педагогики. Проанализируйте используемый(ые) вами способ(ы) организации учения школьников с данных позиций

Задание 3. Составьте схему данного текста

Текс 1. На первый взгляд личностно-ориентированный подход, определяе­мый нами в качестве ведущего в сфере образования, и технологиче­ский подход противоречат друг другу. Действительно, первый подход предполагает обращение к внутреннему миру учащегося, его ценностям, взглядам. А в технологическом подходе изначально присутствует ори­ентация на управляемость образовательного процесса, что предполага­ет четкую заданность целей и способов их достижения. И тогда возни­кает вопрос — разве можно четко описать внутренний мир обучаемого и способы его использования в образовательном процессе? Как посту­пить в этой ситуации?

Всем очевидно, что современный образовательный процесс должен быть ориентирован на учащегося. А это означает, что в нем в соответ­ствии с синергетическим подходом имеют право на существование спонтанность, неопределенность, нелинейность. Можно ли говорить о технологичности образовательного процесса и тут же сразу делать ого­ворки по поводу синергии субъектов? С целью ответа на поставленные вопросы обратимся к определению понятия «технология» и, в частности, понятию «образовательная технология».

В Словаре иностранных слов дается следующее определение техно­логии. В переводе с греческого techne — искусство, мастерство, умение и logia — совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы объекта.

В толковом словаре этот термин определяется как совокупность при­емов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве.

Представим разные варианты термина «технология».

«Технология — категория процессуальная; она может быть представ­лена как совокупность методов изменения состояния объекта. Техноло­гия направлена на проектирование и использование эффективных и экономических процессов» (М.Чошанов).

«Педагогическая технология есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения спе­цифических и потенциально воспроизводимых педагогических резуль­татов» (П.Митчелл).

«Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогиче­ских приемов, методов обучения, воспитательных средств. Она есть орга­низационно-методический инструмент педагогического процесса» (Б.Т.Лихачев).

«Педагогическая технология — это содержательная техника реали­зации учебного процесса» (В.П.Беспалько).

«Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях мо­дель совместной педагогической деятельности по проектированию, орга­низации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечени­ем комфортных условий для учащихся и учителей» (В.М.Монахов).

«Педагогическая технология — это системный метод создания, при­менения и определения всего процесса преподавания и усвоения зна­ний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО).

Из приведенных определений можно вычленить следующие призна­ки технологии: процессуальный двусторонний характер взаимосвязан­ной деятельности преподавателя и учащихся; совокупность приемов, методов; проектирование и организация процесса; наличие комфорт­ных условий. Однако, на наш взгляд, здесь не полно учитывается управ­ленческий аспект.

С позиции управления образовательный процесс представляет собой сочетание управленческой деятельности преподавателя и самоуправле­ния учащегося в целостном управленческом цикле как взаимодействия участников образовательного процесса. Отмеченное дает нам основание для следующего определения понятия «образовательная технология».

Образовательная технология это процессная система совмест­ной деятельности учащихся и преподавателя по проектированию (пла­нированию), организации, ориентированию и корректированию образо­вательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

Дадим пояснения в связи с приведенным определением. Во-первых, в нем дается указание на совместную деятельность преподавателя и учащихся, что означает фактическое отрицание программирования только педагогом конечных результатов и построения им жесткой программы деятельности учащегося по их достижению. Иными словами, речь идет об учащемся как субъекте учения, определяющем и конечные результа­ты своей деятельности и процесс их достижения. Во-вторых, в приве­денном определении фиксируется полный цикл управления учащимся своей учебной деятельностью. В этой связи можно констатировать, что образовательная технология призвана обеспечивать обучение учащих­ся самоуправлению учением. В-третьих, в определении обращается вни­мание на создание комфортных условий деятельности субъектов обра­зовательного процесса, что ориентирует, в первую очередь, педагогов на поиск и создание условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся.

Любая образовательная технология включает в себя: целевую направ­ленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий пре­подавателя и учащегося (в первую очередь в категориях управления); критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.

Итак, современную технологию характеризуют следующие позиции:

• технология разрабатывается под конкретный педагогический за­мысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философс­кая позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний, умений и навыков; технологии развивающей педагогики);

• технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имею­щими форму конкретного ожидаемого результата;

• функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с уче­том принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;

• поэтапное планирование и последовательное воплощение элемен­тов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспро­изведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достиже­ние планируемых результатов всеми учащимися;

• органической частью педагогической технологии являются диагно­стические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструмен­тарий измерения результатов деятельности (Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами. – М.: Академия, 2002. – с.302-304).

Задания для самостоятельной работы.

При подготовке к экскурсии по историческим местам города учащимся были даны задания:

экстравертам — проинтервьюировать одноклассников, выяс­нить, кто куда хочет пойти;

интровертам — прочесть письменные ответы на вопрос о том, какие места учащиеся больше всего хотят посетить;

визуалам — прочесть туристские проспекты о каждом из этих мест;

аудиалам — прослушать аудиокассету с записью объяснений экскурсовода, или провести обмен впечатлениями учеников, уже посетивших эти места, или просмотреть соответствующий фильм;

кинестетикам — сделать предварительный визит, чтобы выяс­нить, что будет наиболее интересным для класса;

аналитикам — провести статистический анализ данных опроса мнений класса;

синтетикам — просмотреть расписание занятий класса, часы работы музея, учесть предпочтения учащихся и на этой основе составить расписание экскурсии.

В чем состоит разница между заданиями, полученными учащи­мися? Объясните причины необходимости дачи разных заданий разным группам учащихся.

Приведите примеры аналогичных действий из вашей практики или из практики известного(ых) вам преподавателя(ей).