logo
Практическая педагогика

2.. Возможности модернизации технологий поддерживающего обучения

Содержание заданий

Методическое руководство

по усвоению учебного

материала

Цель:

определить положительные характеристи­ки и ограничения технологий поддерживаю­щего обучения;

выявить пути совершенствования техноло­гий поддерживающего обучения

Задание 1. Прочитав приведенный ниже текст 2, ответьте на вопросы, касающиеся объяснительно-иллюстратив­ного (объяснительно-перцептивного) спосо­ба обучения

Задание 2. Назовите и охарактеризуйте на­правления совершенствования традиционно­го обучения в педагогической практике

Задание 3. Мы представили три возмож­ных пути совершенствования традиционного обучения. Вероятно, вы можете либо не со­гласиться с нами, либо дополнить наши предложения. В обоих случаях свою позицию аргументируйте

Выполне­ние данного задания бу­дет более продуктивным в группе.

Текст 2. Рассматриваемый тип обучения является традиционным, так как реа­лизуется он в основном через классно-урочную систему обучения, кото­рая была создана около 400 лет назад.

Традиционное обучение характеризуется обязательным элементом — уроком, который представляет собой одновременное занятие с целым классом. При этом преподаватель сообщает, передает знания, форми­рует умения и навыки, опираясь на предъявление нового материала, его воспроизведение учащимися, оценивает результаты этого воспроизве­дения. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктив­ный характер. Преподаватель является единственным инициативно дей­ствующим лицом. Главное усилие преподавателя при этом направлено на то, чтобы наилучшим образом представить учебную информацию. Учащийся также должен предъявить преподавателю усвоенное содер­жание учебного материала. Однако, на наш взгляд, традиционное обуче­ние себя не исчерпало. Оно требует внесения изменений, способствую­щих адаптации условий к каждому учащемуся.

Основным способом (технологией) поддерживающего обучения яв­ляется объяснительно-иллюстративный. Что же характеризует объяс­нительно-иллюстративный способ обучения с положительной стороны? Какие недостатки данного способа обучения можно отметить? Какие элементы данной технологии можно и нужно совершенствовать?

На Западе совершенствование (модернизация) традиционного обуче­ния осуществляется в направлении эффективной организации усвоения заданных образцов, достижения четко заданных эталонов. В рамках этого направления обновление учебного процесса ориентировано на традици­онные дидактические задачи репродуктивного обучения, представление об обучении как «технологическом», конвейерном производстве с четко фиксированными, детально описанными ожидаемыми результатами.

Ведущими категориями такого подхода к обучению являются: эф­фективность обучения — конкретизация учебных целей; критерии усвое­ния (эталонные результаты) — корректирующая обратная связь; фор­мирующая и суммирующая оценка — обучающие процедуры; предъяв­ление информации и эталонов усвоения, тестирование, критериальный контроль — полное усвоение знаний, умений и т.д.

Таким образом, технологический подход реализуется в разра­ботке таких технологических моделей обучения, которые направлены на достижение практически всеми учащимися заданных эталонных резуль­татов на основе организации предъявления, стандартизованного конт­роля и коррекции текущих учебных итогов. Преподаватель ставится в позицию оператора дидактических средств, учащийся занимает пози­цию одного из объектов конструируемого обучения с заведомо фикси­рованными результатами. Такая организация процесса ведет к сужению педагогических возможностей обучения.

Другой путь модернизации поддерживающего обучения заключает­ся во введении в его организацию элементов развивающего обучения.

Одной из плодотворных возможностей в этом направлении пред­ставляется соотнесение традиционной организации учебного занятия с формированием учебной деятельности, включающей в себя учебную задачу, учебные действия, действия контроля и оценки степени усвое­ния знаний. Необходимо осуществить традиционные этапы учебного занятия (подготовка к учебно-познавательной деятельности, усвоение новых знаний, их закрепление, контроль и самооценка знаний) на всех периодах предполагаемой системы умственных действий (актуализа­ция знаний, мотивация на решение учебной задачи, организация дей­ствий учащихся по решению учебной задачи, контроль усвоения, органи­зация оценки уровня усвоения знаний).

Таким образом, классно-урочная система может вместить в себя си­стему поэтапного формирования умственных действий, если препода­ватель специально заложит их в свою программу.

Третий путь совершенствования традиционного обучения представ­ляется нам возможным на основе интеграции информационных и раз­вивающих методов и форм обучения (Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами. – М.: Академия, 2002. – с.306-307).