logo
Практическая педагогика

5. Технология проблемного обучения

Содержание заданий

Методическое руководство по усвоению учебного материала

Цель:

изучить технологию проблемного обуче­ния;

усвоить способы проблемной организации образовательного процесса

Задание 1. Изучите приведенный ниже текст 5. Структурируйте ее в прием­лемой для вас форме. Составьте перечень вопросов, отражающих ее содержание. Опре­делите, в полном ли объеме статья отражает способы проблемной организации образова­тельного процесса. Что бы вы добавили к данной информации?

Запишите то, что от­ражено в статье, и то, что, по вашему мнению, упу­щено

Задание 2. Составьте перечень вопросов, ответы на которые вы хотели бы получить

Задание 3. Изучите схемы взаимодействия педагога, учащихся и содержания образова­ния при различных подходах к обучению. От­ветьте на вопросы: В чем заключается особен­ность взаимодействия педагога, учащихся и содержания образования при: а) традицион­ном, б) инновационном обучении? Какие действия необходимо осуществить, чему на­учиться педагогу и учащимся при переходе во взаимодействии от традиционного к инно­вационному обучению?

Задание 4. Сравните описанные два спо­соба организации образовательного процесса. В чем их существенное сходство и существен­ная разница? Какие способы вы смогли бы предложить еще?

Задание 5. Продолжите работу с учащими­ся по ознакомлению с организацией образо­вательного процесса. Подготовьтесь сами и подготовьте двух-трех учеников с выступле­ниями по заявленной теме. Проведите обсуж­дение с учащимися

Текст 5. Опыт организации проблемного, поискового, обучения накапливал­ся в мировой педагогике на протяжении многих десятилетий. В начале 1960-х годов группа ученых под руководством известного американс­кого психолога А.Осборна провела анализ обширного исследователь­ского материала и сформулировала обобщенные черты подхода к обу­чению на основе решения проблем. Приведем эту характеристику в виде последовательности обобщенных шагов по организации поиско­вого учебного процесса: 1) постановка проблемы, поиск ее формули­ровки с различных точек зрения; 2) поиск фактов для лучшего пони­мания проблемы, возможностей ее решения; 3) поиск идей одновре­менно с активизацией сферы бессознательного и подсознания; оцен­ка идей откладывается до тех пор, пока они не высказаны и не сфор­мулированы учащимися; 4) поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке; для воплощения, разработки вы­бираются лучшие из них; 5) поиск признания найденного решения ок­ружающими.

Цель технологии проблемного обучения содействовать разви­тию у учащихся критического мышления, опыта и инструментария учеб­но-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моде­лирования, возможности творчески осваивать новый опыт; поиску и оп­ределению учащимися собственных личностных смыслов и ценностных отношений. Заключительный (пятый) шаг означает принципиальную необходимость организации социально-психологической стороны учеб­ного процесса, поскольку способом создать обстановку «признания ок­ружающими» является организация коммуникативно-диалоговой дея­тельности.

Исходные идеи включают в себя:

1. Развитие авторской позиции ребенка в образовательном процессе.

2. Безоценочный характер реакции на высказывания учащихся в ходе проблемного обучения.

3. Целостная включенность ребенка в образовательный процесс, свя­занная и с рациональным познанием, и с интуитивной, часто неосозна­ваемой, эмоционально-личностной сферой. Речь идет не просто о под­ключении эмпирических наблюдений, запаса жизненных впечатлений учащихся в качестве вспомогательного материала, который использует­ся преподавателем как иллюстративное дополнение. Опыт учащегося служит важнейшим источником учебного познания. Педагог (равно как и весь комплекс используемых им дидактических средств) выполняет не роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, но роль помощника в работе учащегося. В идеале педагог становится орга­низатором самостоятельного учебного познания учащихся; их взаимо­действие с учебным материалом, друг с другом и с преподавателем строится как учебно-познавательное, в котором преподаватель высту­пает как один из источников информации. Схематически такой подход к обучению в противовес традиционному можно изобразить следую­щим образом (схема 2).

Схема 2.

На схеме показано изменение взаимодействия педагога (П), учащих­ся и содержания образования (С) при переходе от традиционного обу­чения к инновационному.

Действия преподавателя и учащихся. Проблемная организация образовательного процесса может быть осуществлена с меньшим или большим ролевым участием обучающихся. В соответствии с этим воз­можны варианты организации образовательного процесса.

Под ролевым участием обучающихся в образовательном про­цессе понимается самостоятельное выполнение ими тех функций, которые при обычной организации образовательного процесса выпол­няются самими преподавателями: планирование самостоятельной ра­боты учащихся над учебным материалом, изложение нового учебного материала, контроль, учет и коррекция учебной работы каждого обучаю­щегося, подготовка и использование технических средств обучения, про­ведение опытов, экспериментов и т.д. Ролевое участие обучающихся означает, что часть всех этих ролей вместо преподавателя выполняют сами учащиеся под ненавязчивым руководством преподавателя.

Предлагается два варианта проблемной организации образователь­ного процесса.

1-й вариант

Первый вариант проблемной организации образовательного про­цесса основан на использовании следующего фундаментального поло­жения психологии: источником и внутренним содержанием развития ребенка является возникновение внутренних противоречий между противоположными тенденциями в процессе его жизнедеятельности. По­этому образовательный процесс следует организовывать и проводить так, чтобы учащиеся всегда испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей, чтобы у них возникала постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Проблемную организацию образовательного процесса предлагает­ся обеспечить:

1. При первичном ознакомлении с новым учебным материалом сле­дует: а) создать проблемную ситуацию; б) включить учащихся в про­блемную ситуацию и сформировать учебную цель; в) решить проблему; г) проанализировать, обобщить и оценить работу по решению пробле­мы и осуществлению учебной цели.

2. На этапе овладения новым учебным материалом (повторение, за­крепление, тренировка) надо: а) создать учебную проблемную ситуацию и поставить учебную задачу; б) осуществить данную задачу; в) проконт­ролировать и оценить результаты учебной работы каждого учащегося.

3. При анализе и обобщении изученного материала (темы или раз­дела учебной программы) проблемная организация осуществляется аналогично первому этапу.

4. При контроле и оценке результатов учебной работы учащихся необходимо: а) проверить умения учащегося самостоятельно выявить связи и отношения между изученными понятиями, сделать самостоя­тельные выводы; б) проверить умения перенести изученные закономер­ности на новые области, явления; в) проверить умения решать задачи, содержащие какие-то новые элементы; г) привлекать самих учащихся к контролю и оценке (самоконтроль, самооценка, взаимопроверка).

При данной организации образовательного процесса осуществля­ется сотрудничество преподавателя с учащимся. При проблемном обу­чение по первому варианту учитель должен обладать большим умением и трудолюбием, поскольку все учебные занятия требуют большой и не­прерывной активности самого преподавателя, умения владеть внимани­ем класса, ставить перед учащимися систему проблемных, исследова­тельских, познавательных и учебных задач. Урок необходимо вести так, чтобы вызвать у учащихся глубокую заинтересованность в его содержа­нии, стремление и желание активно участвовать в процессе разреше­ния поставленных задач.

Существенный недостаток первого варианта проблемной организа­ции образовательного процесса заключается в том, что деятельность учащихся целиком зависит от преподавателя.

2-й вариант

Психологические исследования показывают, что для полноценного обучения необходимо сотрудничество (кооперация) учащихся между со­бой, без прямого вмешательства преподавателей. Отсюда следует, что в образовательном процессе надо использовать не только индивидуаль­ные и фронтальные формы организации учебных занятий, но и различ­ные коллективные. Необходимость сочетания индивидуальных и коллективных форм диктуется тем, что восприятие учебной информации может происходить и при фронтальных занятиях, а вот усвоение знаний, овладе­ние учащимися учебными умениями и навыками — лишь при собствен­ной деятельности учащегося. Чтобы осуществить такое органическое сочетание и чтобы весь учебный процесс воспринимался учащимися как коллективное творчество, при построении образовательного процесса необходимо руководствоваться следующими правилами:

1) каждый ученик должен иметь право и фактически участвовать в постановке частных целей учебной работы, в ее планировании или, если цели и планы задаются извне, принимать участие в их обсуждении;

2) каждый учащийся должен участвовать в контроле, оценке и учете учебной работы учащихся и всей совместно выполненной деятельности;

3) учебная работа учащегося должна быть адресована в первую оче­редь не преподавателю, а всему классному коллективу обучающихся;

4) учащийся должен нести ответственность, отчитываться за свою учебную работу и поведение перед коллективом класса, членом которо­го (с особыми правами) должен быть и преподаватель.

Согласно второму варианту, в проблемной организации образова­тельного процесса надо изменить саму роль преподавателя. По Л.С.Вы­готскому, преподаватель должен быть организатором социальной вос­питательной среды, регулятором и контролером ее взаимодействия с каждым учащимся.

Для проблемной организации образовательного процесса второго варианта необходимо провести следующую подготовительную работу: во-первых, при изучении темы должен быть выделен учебный минимум — знания, умения и навыки, которыми должен овладеть каждый учащийся в обязательном порядке. Кроме того, способ контроля усвоения должен быть таким, что им мог бы воспользоваться сам ученик (т.е. осуществить самоконтроль и самооценку). Усвоение учебного материала, не вошед­шего в учебный минимум, контролируется лишь с целью его лучшего ус­воения, но не оценивается. Во-вторых, в классе должно быть сформиро­вано ученическое самоуправление (в различных его вариантах).

Сам образовательный процесс состоит из трех этапов: вводно-мо-тивационного, операционно-познавательного и рефлексивно-оценочного.

Основная цель вводно-мотивационного этапа — вызвать у учащихся познавательный интерес к предстоящей работе, создать у них ясное общее представление о ее целях и содержании. Основным средством для этого является постановка исходной проблемной задачи, разъясне­ние значения ее решения. На проведение вводно-мотивационного эта­па достаточно отвести один урок. Но если тема сложная и учащиеся еще не очень привыкли к такой системе организации образовательного процесса, то не следует жалеть времени, а отвести на это несколько учебных занятий.

На операционально-познавательном этапе учащиеся изучают учеб­ный материал, усваивают знания, овладевают умениями и навыками, раз­личными действиями. Изучение учебного материала производится пу­тем развертывания исходной проблемной задачи в систему более част­ных проблемных, исследовательских и учебных задач. Постановка их перед учащимися и решение осуществляется на фронтальных, индиви­дуальных и коллективных занятиях.

При организации образовательного процесса второго варианта все учебные занятия ведутся коллективно самими учениками. Учащиеся отчи­тываются за свою работу перед своей бригадой и несут перед ней ответ­ственность за ее результаты. Ученики должны точно знать, какую учебную или проблемную задачу им необходимо решить, каких результатов добиться.

Заключительный рефлексивно-оценочный этап изучения учебной темы имеет следующие цели: 1) обобщение изученного учебного материала, 2) итоговый контроль и оценка выполнения всей программы изучения учебного минимума. Для реализации второй цели преподаватель вмес­те с учащимися устанавливает, кто из них полностью выполнил или пе­ревыполнил программу изучения учебной темы, у кого имеются какие-то пробелы и какие именно. Эффективно для дальнейшей мотивации учения школьников выявить причины, способствовавшие достижению учебных целей и препятствовавшие этому; выявить средства учебной работы, с помощью которых получены те или иные результаты.

Ограничения

1. Необходимость уделять больше времени на изучение учебного ма­териала в сравнении с традиционным обучением.

2. Возможность слабой отработки практических умений и навыков учащимися (Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами. – М.: Академия, 2002. – с.317-321).