logo
дидактика

13. Дифференцированный и индивидуальный подход

В современной школе принято выделять два основных вида дифференциации обучения школьников:

I. Внешняя дифференциация, предполагающая создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются дети с определенными индивидуальными особенностями.

 II. Внутренняя дифференциация, предполагающая организацию работы внутри класса группам учащихся, с одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями. Большинство исследователей считает подобную работу важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения.

 Внутренняя дифференциация не однородна. Можно выделить ее различные модификации:

 1. По уровню возрастных возможностей. Учет различий между паспортным и биологическим возрастами ребенка. Известно, что одни дети «взрослее» своих сверстников, а другие наоборот «младше». Например, мальчики в шестилетнем возрасте в среднем почти на целый год «младше» своих сверстниц девочек, но в школу принимают детей по-паспортному, а не биологическому возрасту (достижение определенной степени развития костно-мышечной, нервной системы и т.д.). Это значит, что дети находятся не в равных условиях.

2. По степени обученности, уровню выработанных навыков (знание букв, умение читать, считать и т.д.).

3. По характеру познавательной деятельности школьников:

— репродуктивный тип (от учащихся требуется воспроизведение знаний и их применение в знакомой ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений);

 — продуктивный или творческий тип (учащимся приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, выполнять более сложные поисковые и преобразующие мыслительные действия, составлять новый продукт).

 4. По характеру нейропсихологических особенностей: - «левополушарники», опирающиеся на восприятие и мышление левого, рационального, аналитического полушария (вербальное, абстрактное, дискретное, рациональное, индуктивное мышление больше связано с восприятием будущего времени); - «правополушарники», реализующие в большей степени целостное, панорамное, эмоционально-образное восприятие и мышление (эмоциональное, невербальное, пространственное, одновременное, непрерывное, интуитивное, дедуктивное) 5. По типу репрезентативной системы (сенсорные типы): - Аудиалы, обращенные к звучащей стороне мира; - Визуалы, ориентированные на зрительные ощущения; - Кинестетики, воспринимающие мир через движение, прикосновение. В раннем возрасте учащимся визуального типа необходимо "видеть” ответы, что лучше всего обеспечивается поиском возможных путей обращения к зрительной памяти. Они лучше воспринимают письменные инструкции, нежели вербальные устные рекомендации. Им нужно зрительно представлять математические задача Учащиеся аудиального типа легче воспринимают статьи и рассказы на слух. Они предпочитают устные объяснения. Им нужен звук. Они не должны получать тишину. Кинестетикам требуется движение. Им тяжело сидеть смирно, им нужны физические упражнения в перерыве. Им необходимо трогать, а их заставляют держать руки на парте.

 Аудиальный - учится посредством восприятия информации на слух.

Визуальный - учится посредством зрительного восприятия информации.

Кинестетический - учится на собственном деятельном опыте.