39. Организация досуга
Выделим пять основных видов досуга по содержанию:
— первая группа связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (художественная, техническая, трудовая, игровая, научно-исследовательская и т. п.);
— вторая группа связана с потреблением духовных ценностей, а также с повышением эрудиции (чтение, посещение музеев, выставок, экскурсии и т. п.);
— третья группа связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, паломнические поездки, вечера отдыха, игры, забавы, спорт и т. п.);
— четвертая группа реализует потребность в общении (клубы, кружки, праздники и т. п.);
— пятая группа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (конкурсы, олимпиады, выездные лагеря, смотры, туристические и краеведческие походы и т. п.).
Досуг детей может быть пассивным (зрительский, слушательский) и активным (деятельностный); организованным и стихийным; контролируемым и неконтролируемым; коллективным и индивидуальным; подражательным и творческим.
Охарактеризуем элементы некоторых видов досуга.
Игра является первой и суверенной деятельностью детей и имеет огромное значение в деле воспитания многих нравственных качеств детей, таких, как дружба, сотрудничество, взаимовыручка, терпение и т. п. Игра — это и сильнейшее средство развития у детей наблюдательности, памяти, воли, смекалки и т. п. В программу воспитательной работы с детьми абсолютно правомерно включать все виды и "жанры" игр: спортивные и просто подвижные, двигательные забавы и аттракционы, дидактические, музыкальные и хороводные, игры-шутки, ролевые, деловые, комнатные, уличные, игры на местности, народные игры и т. п. Игры можно включать в такие виды воспитательных дел как "Праздник игры и игрушки", "Фабрика игры-игрушки", "Ярмарка забав и развлечений", "Конкурс смекалки", "Игра-путешествие", "Рыцарский турнир", военная спартакиада и т. п.
Выбирая для проведения с детьми ту или иную игру, воспитатель должен знать, что она, во-первых, не представляет опасности их здоровью, а, во-вторых, не представляет опасности их нравственности. В нравственном отношении опасны те игры, которые подают повод к спору, ссорам, оскорбительным насмешкам, к вражде. Православные педагоги настаивают на вреде т. н. "прибыльных игр", поскольку с целью выигрыша здесь легко можно пойти на обман и воровство. Проигрыш в подобных играх, как правило, связан с проявлением досады и гнева, которые очень легко порождают пристрастие к игре.
Во время игры нельзя оставлять детей без надзора, но в то же время, нет необходимости каким-либо образом стеснять их свободу. Иными словами, надзор не должен быть для них тягостен и оскорбителен. Для этого воспитатель во время проведения детских игр должен, прежде всего, избегать поучений, упреков, угроз. Он должен быть в это время для детей благоразумным советником, принимающим участие в их детской веселости. Показывая искреннее соучастие в детских забавах, воспитатель приобретает любовь и доверие детей. В конечном итоге дети сами должны желать присутствия воспитателя и его руководящего слова.
Музыка — это искусство, отражающее действительность в звуках, в звуковых художественных образах. Музыка не требует перевода, ее язык всеобщ. Воспитатель вполне способен познакомить детей с миром звуков, жанров музыкального искусства, основными музыкальными инструментами, выдающимися композиторами и их произведениями. Моделями досуговой деятельности в данном случае могут быть:
¤ вечер (авторской песни, любимой песни, вечер музыки);
¤ драматизация песни;
¤ лекция-концерт;
¤ музыкальная викторина или музыкальный "ринг";
¤ музыкальный киоск;
¤ фестиваль песни;
¤ фольклорный праздник;
¤ концерт художественной самодеятельности, концерт-загадка, концерт- "молния", концерт-"подарок" и т. п.
Общение. Для того чтобы уметь жить среди других людей, общаться с ними, необходимо учиться этому еще в детстве. Бесспорно, почти все формы досуга построены на общении детей, однако, у них имеется еще и тяга к общению "без формы ", с этой целью многие из них ходят в школу, выходят во двор. Воспитатель является как бы руководителем, режиссером детского общения. В этом ему весьма могут помочь такие формы досугового общения, как:
¤ чаепития;
¤ празднование Дня Ангела или Дня рождения;
¤ "посиделки";
¤ "телемосты",
¤ клуб выходного дня;
¤ походы, костры и т. п.
Рукоделие. На пользу занятий, связанных с рукоделием, указывали еще многие дореволюционные педагоги, поскольку "через это детские способности предохраняются от ржавчины праздности, тело укрепляется и приобретает привычки к занятиям, необходимым в общественной жизни, и самому духу незаметно сообщаются различные познания" [19, с. 97]. При выборе занятий по рукоделию необходимо учитывать пол, возраст детей, их возможности.
Физкультура и другая двигательная деятельность. Ребенка иногда в шутку называют "вечным двигателем", однако, с поступлением в школу физическая активность детей резко падает, что приводит к различным заболеваниям: простудным, опорно-двигательного аппарата, ожирению и т. п. Поэтому неоценимую помощь в организации двигательной деятельности детей может и должен оказывать воспитатель. Моделями двигательных забав могут быть такие, как:
¤ веселые старты;
¤ военизированные игры;
¤ день бегуна (прыгуна, метателя и т. п.);
¤ кросс;
¤ малые олимпийские игры;
¤ праздник лыж или коньков;
¤ снежная спартакиада, спартакиада народных игр;
¤ спортивный КВН;
¤ спортивные игры и эстафеты;
¤ шахматные и шашечные турниры и т. п.
Одним из видов двигательной деятельности являются также танцы. До революции танцы преподавались как предмет в гражданских и военных учебных заведениях. Танец вырабатывает хорошую осанку, легкость и свободу походки. Моделями работы в этом случае могут стать:
¤ вечер бального танца;
¤ конкурс танцоров, конкурс танцев на льду;
¤ организация студии бальных танцев и т. п.
Также интереснейшим видом двигательной активности является туризм — организованные путешествия, совершаемые для отдыха, с познавательными целями, а также носящие спортивный характер. Туристические походы открывают ребятам мир, учат видеть и беречь землю, дают опыт "многоумения", общения друг с другом и природой. Туризм — это труд, спорт, экология, практическая эстетика, богатые и глубокие духовные отношения и переживания в "одном лице". Каждому ребенку будет интересно пройти пешие, водные, горные, велосипедные походы, начиная с однодневного и заканчивая многодневными. Это могут быть походы выходного дня, турслет, вечер туристической песни и т. п.
Уроки досуга. Любая досуговая деятельность по существу есть урок — урок творчества, где дети придумывают, фантазируют, действуют. В программу воспитательной работы с детьми полезно включать такие досуговые уроки, как, например, "Урок игры", "Урок народных истоков", "Урок конкурса", "Урок сказки", "Урок шахмат", "Урок любимого труда" и т. п. Цель таких уроков — и содержанием, и организацией создать ситуации, которые изначально ставят учителя и ученика в позицию творчества. На таких уроках нужен диалогический стиль общения, здесь учитель может спеть песню, прочесть стихотворение, провести игру, взять у ребят интервью, отправить ученика из класса на выполнение задания и т. п. На таких уроках ценна не методика, а сам ребенок, его "раскрытие", рост, поскольку здесь ребенок действует, отдает, создает что-либо полезное в духовном и материальном плане. Такая организация досуга "роднит" учителей и учеников. Здесь нет опроса-"допроса", нет конкуренции, но может быть, например, "разумная конкурсность", когда все учатся уважать друг друга. Приведем краткое описание подобных уроков.
"Урок-разнобой". "Разнобой"- это познавательная модель, вошедшая в практику в 20-е годы XX века и являющаяся родоначальницей таких игр, как КВН, "Что? Где? Когда?" и т. п. "Разнобой" — это интеллектуальное состязание экспромтного характера. Организационный момент здесь можно провести как разминку-знакомство. Ведущий называет, например, букву "А", и поднимаются ребята, у которых имена начинаются на эту букву. Каждый из них не только называет свое имя, но и отвечает на несложные вопросы, где слово-ответ тоже должно обязательно начинаться на "а", например: "Что ты ел утром?", "Что привез с собой?" и т. п. Таким образом, ребята в непринужденной форме могут познакомиться друг с другом, а воспитатель с ребятами; на этой основе возникает пусть маленькая, но уже общность.
Далее для проведения "разнобоя" необходимо разбиться на мини-группы. Ребята могут образовывать их по собственному желанию, по жеребьевке, по считалке; в одну группу могут войти живущие на одной улице, родившиеся в одно время года и т. п.
Поскольку "разнобой" есть соревнование на знание какого-то вопроса, явления, проблемы, школьники сами или с помощью воспитателя могут отобрать тему. Задания может предложить как учитель, так и сами ребята. Оценивают ответы обычно нейтральные группы.
Одной из таких тем может быть "слово". В этом случае задания для "разнобоя" могут быть следующие:
1. Сделать грамматический разбор предложения "Глокая куздра штеко будланула бокра и куздрячит бокренка".
2. Найти родственные по смыслу слова к слову "сотрудничество" с приставкой "со" (соавторство, собратство, совместимость, созидание, сопричастность и т. п.).
3. Составить пирамиду из слов, в которых есть гласная "о": до (нота), око, окорок и т. д. до слова, содержащего наиболее большое количество буквы "о", например, "обороноспособность".
4. Вспомнить женские имена, которые начинаются на определенную букву и определить, кто больше их назовет?
5. Вспомнить названия книг, кинофильмов, в которых есть имена числительные, например "Два бойца", "Три мушкетера" и т. п.
Проведение подобных уроков требует обстановки содружества, которую дети очень любят, потому что здесь они постоянно получают новую, необычную информацию, здесь происходит разрешение сомнений, ошибок, забывчивости, но без раздражения, "играючи", здесь даются необычные по форме и содержанию задания, например: "С кем из великих людей прошлого ты хотел бы встретиться? Почему?", "Среди перечисленных фактов биографии героя — один мною выдуман. Какой?" и т. п.
Весьма целесообразны и полезны в духовном плане "Уроки возвращения к истокам". Временем "погружения" в память прошлого могут стать школьные каникулы. Можно попробовать вместе с ребятами вспомнить, увидеть все значительные символы памяти, расположенные на земле, где находится школа, и пройти по этим местам походами, взяв с собой инвентарь для приведения в порядок каких-либо памятников.
В дни каникул можно совершить "экскурсию" в прошлое своего города, села, деревни: вспомнить, например, почему так называется деревня, город, село; откуда пришли названия улиц; откуда пошел род семьи? Одновременно полезно будет сделать выставку старинных фотографий из семейных альбомов, провести встречу со старожилами, собрать местные обрядовые песни, сказки, былины, частушки, поговорки, загадки, игры и т. п. Все это необходимо для того, чтобы детям открылась живая, реальная жизнь родного края, родного народа. Живой, не музейный фольклор обычно притягивает детей своей мудростью, глубиной и в то же время искренностью, возможностью импровизации. В школе и в каждом классе можно провести, например, смотры народных жанров, где выступят ложкари, рожечники, исполнители мелодий на бересте, балалаечники, частушечники, фольклорные ансамбли, в том числе и семейные, чтецы, которые исполнят сказки, притчи, былины, басни, свои стихи о родном крае. Также ребята могут выступить и с народными танцами.
Уроки возвращения к истокам можно весьма успешно сочетать с экологическим и трудовым воспитанием школьников, например, предложить детям такой вид творчества, как изготовление кукол, игрушек из природного и прикладного материала так, как это делали в старину: из глины, перьев, пуговиц, соломки, тряпочек, семян и т. п. Облечь эту работу можно в такую форму, как День русской самодеятельной игрушки. Заодно девочки могут поучаствовать в конкурсе "Дочки-матери", сшив куклам одежду, показав умение обращаться с ней, уложив ее спать, спев ей колыбельную песню. Можно также изготовить плоские декоративные игрушки, коврики, пледы из лоскутков. Вариантов изделий может быть очень много. А чтобы заинтересовать детей, целесообразно облечь эту работу в форму проведения выставок различных серий: "Птицы", "Цветы", "Петух", "Наш дом" и т. п.
В этом плане не следует также забывать про вышивку, макраме и других вида рукоделия. Можно устроить и конкурс хозяюшек, которые под руководством мам и бабушек удивят своих друзей искусством народной кухни.
Сочетая работу по возвращению к истокам с физическим воспитанием школьников, целесообразно не забывать про подвижные народные игры: "Горелки", "Чижи", "Лапта" и многие другие.
Какие еще уроки, связанные с досуговой деятельностью детей можно организовать? Например, можно сделать традицией организацию "Уроков встреч с очень интересными людьми" "Уроков игры", "Уроков этикета и гостеприимства", "Уроков читателя" с обсуждением и анализом совместно прочитанного и т. п.
Еще одним элементом досуговой деятельности является конкурс. Конкурсы могут быть веселыми и серьезными, ориентированными на разнообразное творчество детей. Конкурсы — это не самоцель, но действенное средство развития и воспитания детей. Проведение конкурса требует определения простых правил-условий (обычно это делает воспитатель), определенных форм поощрения и наличия жюри. Можно, например, провести конкурс веселых аттракционов, конкурс "Несмеяна" (задача — рассмешить Несмеяну), конкурс пантомим на известные пословицы (например, "Один с сошкой, семеро с ложкой", "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда"), конкурс молодых хозяек, кулинаров, праздничных сюрпризов (группы детей разрабатывают втайне свой сюрприз и обнародывают его в ходе какого-либо праздника; это может быть оригинальное оформление зала, интересный гость, необычный номер художественной самодеятельности и т. п.), конкурс любителей поэзии (на лучшее знание программных стихов, на большее знание стихов одного поэта, стихов по выбранной теме и т. п.), конкурс поэтических чувств (отыскать стихи, в которых ярко выражаются какие-либо чувства, например радость, печаль, сострадание и т. п.). При этом необходимо соблюдать осторожность в плане выбора произведений для прочтения их детьми. Часто приходится слышать, как дети еще младшего школьного возраста патетически декламируют поэтов, будучи еще не знакомы с их мыслями и чувствами, не пережив их. Это причиняет еще и тот вред, что в детях на самом деле могут пробудиться такие ощущения и страсти, о которых им знать либо рано, либо не следует вообще.
Праздники. Праздники занимают особое место в жизни детей, их любят за эмоциональность, сюрпризность. У каждого праздника есть свое лицо, своя ведущая идея. Но праздник — это не праздность, это большое и важное дело, всегда коллективное и всегда творческое. Можно сказать, что праздники есть своеобразная форма духовного самовыражения, духовного обогащения ребенка. Собравшись вместе на празднике и взрослые, и дети как бы отряхивают с себя груз повседневных забот. У каждого праздника своя история, и дети должны ее знать. Основными приметами праздника являются: идея, четкий сюжет, композиция, традиция, обычаи, костюмированность, яркая наглядность, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность.
Итак, охарактеризовав элементы некоторых видов детского досуга , мы наглядно убедились в том, что процесс воспитания в ходе организации досуговой деятельности детей облекается в определенные формы внеурочной и внеклассной работы. Назовем их "воспитательными делами" или "воспитательными мероприятиями", или "коллективными творческими делами". Они представляет собой ряд последовательно взаимосвязанных этапов, в процессе реализации которых дети участвуют в организационной, предметной, творческой деятельности.
В основе организации воспитательных дел должны быть положены два подхода — деятельностный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности детей: ценностно-ориентированной, познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной и т. п., а второй — взаимодействия всех видов деятельности.
По целям и назначению принято выделять нравственно ориентированные, эстетические, познавательные, спортивно-физкультурные, экологические, трудовые и т. п. дела. Однако необходимо отметить, что выделение это весьма условно, поскольку цель любого воспитательного дела в основном комплексная.
Принципами организации детского досуга назовем наиболее общие правила, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и формам досуговой деятельности детей. Правила, претендующие на роль принципов, должны быть обязательны для выполнения, применяться комплексно и одновременно. Основными принципами организации досуга являются следующие:
1. Принцип "внутренней цензуры", которая всегда должна быть в работе с детьми. Это своеобразная "ватерлиния", переходить за которую опасно в следующих случаях:
— в отношениях содружества воспитателя и детей. Творческий характер досуга очень часто создает неформальные отношения. За "ватерлинией" должны находится отношения панибратства, лжедружбы и т. п. Досуг обязан создавать отношения дружеского партнерства взрослых и детей, а нарушение границ приводит, как правило, к разрушению нормальных контактов;
— в отношениях субординации, поскольку переход линии в данном случае приведет к неуправляемости, нарушению этики субординационных отношений с одной стороны, либо к приказному тону, к взаимной отчужденности с другой стороны;
— в отношении информации, которой мы обогащаем ребят;
— в организации деятельности, особенно связанной с риском для жизни, здоровья, психики. Необходимо помнить, что в организации досуга много "зон риска": спорт, туризм, техника, даже игра порой не безобидны. Выбираемый предел подсказывает, как правило, личный опыт, интуиция, разумная осторожность.
2. Принцип взаимовыручки, означающий, что для эффективности коллективного творческого дела каждый из его участников должен четко осознавать общественную значимость как своих действий, так и действий всех участников в целом. Поэтому при организации и проведении воспитательных дел всегда должна присутствовать взаимовыручка, чувство локтя, взаимодоверия.
3. Принцип разнообразия, означающий, что в работе с детьми нельзя терять высоты помыслов, дел, отношений. Досуг детей не должен быть консервативно однообразным, ему необходимо разнообразие и определенная культура.
4. Принцип "камня, брошенного в воду", означающий, что каждого ребенка надо "бросить", как камень в воду, в дело, в творчество, чтобы пошли круги результативности, появились творческие следы.
5. Принцип опоры на положительное в ребенке. Сам по себе качественный досуг ободряет и часто "реабилитирует" ребенка, и вместе с тем именно в сфере досуга необходима опора на любые положительные ростки в ребенке, поскольку такая опора окрыляет и вселяет уверенность в себя.
- 3. Связь дидактики с другими науками
- 6. Образовательный процесс, его сущность, движущие силы и противоречия
- 2. Противоречия процесса обучения
- 3. Движущие силы процесса обучения
- 7.Деятельность учащихся в процессе обучения
- 10. Теория формального и материального образования
- 11. Функции процесса обучения
- 12. Проблемный и программированный подход в обучении
- 13. Дифференцированный и индивидуальный подход
- 14. Принципы обучения как категории дидактики
- 16. Наглядность в обучении.
- 19. Формы организации обучения в школе и вузе
- 20. Методы обучения
- 21. Познавательный интерес
- 22. Дидактические игры
- 24. Индивидуальная образовательная траектория
- 29. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс
- Совокупность факторов, влияющих на систему воспитания личности
- 32. Методы воспитания и их классификация.
- 33. Средства и приемы воспитания условия их оптимального и эффективного использования
- 34. Формы воспитания
- 37. Коллективно-творческое воспитание.
- Принцип культуросообразности воспитания
- Принцип природосообразности
- 39. Организация досуга
- 40. Сущность воспитания
- Классические концепции воспитания
- 1. 2. Современные отечественные концепции воспитания (а.А. Бодалев, з.А. Малькова, л.И. Новикова, и.А. Колесников, а.С. Нагавкин, е.Н. Барышников и др.)
- 41. Воспитание нравственной культуры
- 42. Формирование эстетической культуры учащихся
- 44. Воспитание физической культуры личности
- 45. Педагогическое взаимодействие в воспитании
- 47. Семейное воспитание
- 48. Национальное своеобразие воспитания
- 49. Убеждение как метод воспитания
- 52.Поощрение как метод стимулирования.
- 53.Наказания как метод стимулирования.
- 54.Метод положительного примера.