logo
дидактика

3. Связь дидактики с другими науками

При изучении дидактики выделяют философский, психологический, социологический, кибернетический, математический и педагогический аспекты. Рассмотрим каждый из них отдельно.

Философский аспект дидактики. Обучение - это специфический процесс познания. Итак, если закономерности процесса познания рассмотреть сквозь призму предмета дидактики, то можно получить важную информацию о закономерностях процесса обучения. Однако, прямо вывести дидактические закономерности из закономерностей процесса познания нельзя, поскольку в них не будут представлены другие аспекты дидактики, поэтому они (полученные дидактические закономерности) не будут полностью отражать реального процесса обучения. Вместе подчеркнем, что изучение философского аспекта дидактики в сочетании с другими аспектами дает возможность глубже вникнуть в истинную суть учения.

Психологический аспект. Еще Ушинский указывал на то, что по своим использованием в педагогике среди других наук о человеке первое место принадлежит психологии.

Психология - наука о психике, т.е. о свойстве високоор-ганизовано материи (мозга) отражать объективную реальность и на основе психического образа, который сформировался, целенаправленно регулировать деятельность субъекта и его поведение. Психология - это наука, изучающая процессы активного отражения человеком реальной действительности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и другие процессы и явления психики.

В центре процесса обучения стоит ученик со своими задатками, способностями и интересами, с собственным видением окружающего мира, своим собственным жизненным и учебным опытом, с только ему присущей организацией памяти, мышления, воображения. Игнорирование всего этого в обучении означало бы, что мы пытаемся научить любого, или что, только не живого человека. Научно обоснованное конструирования процесса обучения без учета психологических закономерностей усвоения невозможно. В наше время внимание к психологическому аспекту дидактики чрезвычайно велика в связи с тем, что большое распространение приобретают развивающее, а также личностно-ориентированное обучение не только в начальных, но и в средних и старших классах. А оно, как известно, основывается на прямом использовании закономерностей умственного развития в организации обучения. Однако, не следует считать, что дидактика или даже вся педагогика - это прикладная психология. И та, и другая имеют свой предмет исследования, а потому это разные науки. Связь дидактики с психологией - это органический, глубинный и существенную связь.

Социальный аспект. Обучение в школе всегда происходит в условиях общения с учителем, с учениками, в условиях воинского коллектива. И хотя усвоение того или иного содержания - процесс чисто индивидуальный, он, однако, происходит с участием других участников процесса обучения. Педагогическая наука и школьная практика разрабатывают именно такие системы и формы организации обучения, которые предусматривают наличие среды, своеобразного фона, на котором конкретный учащийся осуществляет усвоения видит свои успехи то ли неудачи в учебе. Взаимодействия типа "ученик - ученик", "ученик - учитель", "ученик - группа", "ученик - класс" и т.д., а также учета закономерностей этих взаимодействий является необходимым условием успешного обучения.

Обучение строится на базе сложной деятельности анатомо-физиологического аппарата развивающегося организма ребенка, лежащей в основе такого его онтологического свойства, как способности к научению. Исследования в области физиологии показывают, что на уровне организма научение может выступать как сложноорганизован-ная адаптационно-развивающая функция существования живой субстанции в целом. Открытия последних лет все более убедительно свидетельствуют о том, что научение есть природное свойство, внутренне присущее человеку и всем живым существам. Проявляется оно в процессе освоения и преобразования ими окружающей среды и самих себя.

Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

 4.Обучение   как   целостная   система . Охарактеризовать  процесс   обучения  как  систему  можно только в динамике, проследив за ее составом (элементами), структурой (связями) в соответствии с функциями:

Характерные черты учебного процесса как системы:

Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:

Деятельность педагога

Деятельность обучаемых

Разъяснение учащимися целей и задач обучения

Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения

Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами)

Восприятие новых знаний, умений

Управление процессом осознания и приобретения знаний и умений

Анализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация

Управление процессом перехода от теории к практике

Приобретение умений и навыков, их систематизация

Организация эвристической и исследовательской деятельности

Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем

Проверка, оценка измерений в обученности и развитии учащихся

Самоконтроль, самодиагностика достижений

Для обучения характерны следующие признаки:

  1. Двусторонний характер.

  2. Совместная деятельность учителей и учащихся.

  3. Руководство со стороны учителя, заключающееся в организация деятельности учащихся, их стимулировании и мотивации

  4. Развитие творческих способностей.

  5. Планомерная организация и управление.

  6. Целостность и единство целей, средств и результат.

  7. Соответствие закономерностям возраста.

  8. Наряду с обучением, развитие и воспитание учащихся.

Функции - отображение свойств какого-либо объекта. Функции характеризуют сущность процесса обучения. Выделяют три функции: образовательную, воспитательную, развивающую.

Образовательная. Состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, мировоззрения и опыта творческой деятельности. Имеет значение то, что усвоенные знания должны характеризоваться полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.

Развивающая. Обозначает то, что в  процессе   обучения  происходит развитие обучаемого обо всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности.

Воспитательная. Состоит в формировании нравственных и эстетических представлений,  системы  взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы.

Для понимания роли  обучения  как средства развития и формирования личности большое значение имеет то, что этот  процесс  не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических знаний и умений. Обучение оказывает более широкое развивающее и формирующее влияние на личность. Знания как предмет усвоения имеют 3 взаимосвязанных стороны:

  1. Теоретическую.

  2. Практическую.

  3. Мировоззренческо-нравственную.

При правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми этими тремя сторонами материала.

Развивающее и воспитательно-формирующее влияние  обучения  на личность повлекло за собой возникновение в педагогике особого понятия, обозначающего этот  процесс . Этот процесс называется образование. Под образованием следует понимать овладение личностью определенной  системой  научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие. Образование как понятие включает в себя с одной стороны,  процесс  овладения изучаемым материалом, т.е.  обучение , а с другой - воспитательно-формирующее влияние этого процесса на личность, олицетворяя их единство и органическую взаимосвязь. И когда дидактику иной раз определяют как теорию обучения и образования, то тем самым хотят подчеркнуть, что она исследует как теоретические основы процесса обучения, так и его воспитательно-формирующее влияние на умственное, мировоззренческое и нравственно-эстетическое развитие личности.