3. Связь дидактики с другими науками
При изучении дидактики выделяют философский, психологический, социологический, кибернетический, математический и педагогический аспекты. Рассмотрим каждый из них отдельно.
Философский аспект дидактики. Обучение - это специфический процесс познания. Итак, если закономерности процесса познания рассмотреть сквозь призму предмета дидактики, то можно получить важную информацию о закономерностях процесса обучения. Однако, прямо вывести дидактические закономерности из закономерностей процесса познания нельзя, поскольку в них не будут представлены другие аспекты дидактики, поэтому они (полученные дидактические закономерности) не будут полностью отражать реального процесса обучения. Вместе подчеркнем, что изучение философского аспекта дидактики в сочетании с другими аспектами дает возможность глубже вникнуть в истинную суть учения.
Психологический аспект. Еще Ушинский указывал на то, что по своим использованием в педагогике среди других наук о человеке первое место принадлежит психологии.
Психология - наука о психике, т.е. о свойстве високоор-ганизовано материи (мозга) отражать объективную реальность и на основе психического образа, который сформировался, целенаправленно регулировать деятельность субъекта и его поведение. Психология - это наука, изучающая процессы активного отражения человеком реальной действительности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и другие процессы и явления психики.
В центре процесса обучения стоит ученик со своими задатками, способностями и интересами, с собственным видением окружающего мира, своим собственным жизненным и учебным опытом, с только ему присущей организацией памяти, мышления, воображения. Игнорирование всего этого в обучении означало бы, что мы пытаемся научить любого, или что, только не живого человека. Научно обоснованное конструирования процесса обучения без учета психологических закономерностей усвоения невозможно. В наше время внимание к психологическому аспекту дидактики чрезвычайно велика в связи с тем, что большое распространение приобретают развивающее, а также личностно-ориентированное обучение не только в начальных, но и в средних и старших классах. А оно, как известно, основывается на прямом использовании закономерностей умственного развития в организации обучения. Однако, не следует считать, что дидактика или даже вся педагогика - это прикладная психология. И та, и другая имеют свой предмет исследования, а потому это разные науки. Связь дидактики с психологией - это органический, глубинный и существенную связь.
Социальный аспект. Обучение в школе всегда происходит в условиях общения с учителем, с учениками, в условиях воинского коллектива. И хотя усвоение того или иного содержания - процесс чисто индивидуальный, он, однако, происходит с участием других участников процесса обучения. Педагогическая наука и школьная практика разрабатывают именно такие системы и формы организации обучения, которые предусматривают наличие среды, своеобразного фона, на котором конкретный учащийся осуществляет усвоения видит свои успехи то ли неудачи в учебе. Взаимодействия типа "ученик - ученик", "ученик - учитель", "ученик - группа", "ученик - класс" и т.д., а также учета закономерностей этих взаимодействий является необходимым условием успешного обучения.
Обучение строится на базе сложной деятельности анатомо-физиологического аппарата развивающегося организма ребенка, лежащей в основе такого его онтологического свойства, как способности к научению. Исследования в области физиологии показывают, что на уровне организма научение может выступать как сложноорганизован-ная адаптационно-развивающая функция существования живой субстанции в целом. Открытия последних лет все более убедительно свидетельствуют о том, что научение есть природное свойство, внутренне присущее человеку и всем живым существам. Проявляется оно в процессе освоения и преобразования ими окружающей среды и самих себя.
Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
4.Обучение как целостная система . Охарактеризовать процесс обучения как систему можно только в динамике, проследив за ее составом (элементами), структурой (связями) в соответствии с функциями:
Характерные черты учебного процесса как системы:
целостность в единстве учения и преподавании, объединении знаний, умений, навыков в систему мировоззрения;
системность, комплексность;
целенаправленность и упорядоченность;
динамичность;
неопределенность результата.
Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:
Деятельность педагога | Деятельность обучаемых |
Разъяснение учащимися целей и задач обучения | Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения |
Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами) | Восприятие новых знаний, умений |
Управление процессом осознания и приобретения знаний и умений | Анализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация |
Управление процессом перехода от теории к практике | Приобретение умений и навыков, их систематизация |
Организация эвристической и исследовательской деятельности | Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем |
Проверка, оценка измерений в обученности и развитии учащихся | Самоконтроль, самодиагностика достижений |
Для обучения характерны следующие признаки:
Двусторонний характер.
Совместная деятельность учителей и учащихся.
Руководство со стороны учителя, заключающееся в организация деятельности учащихся, их стимулировании и мотивации
Развитие творческих способностей.
Планомерная организация и управление.
Целостность и единство целей, средств и результат.
Соответствие закономерностям возраста.
Наряду с обучением, развитие и воспитание учащихся.
Функции - отображение свойств какого-либо объекта. Функции характеризуют сущность процесса обучения. Выделяют три функции: образовательную, воспитательную, развивающую.
Образовательная. Состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, мировоззрения и опыта творческой деятельности. Имеет значение то, что усвоенные знания должны характеризоваться полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.
Развивающая. Обозначает то, что в процессе обучения происходит развитие обучаемого обо всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности.
Воспитательная. Состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы.
Для понимания роли обучения как средства развития и формирования личности большое значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических знаний и умений. Обучение оказывает более широкое развивающее и формирующее влияние на личность. Знания как предмет усвоения имеют 3 взаимосвязанных стороны:
Теоретическую.
Практическую.
Мировоззренческо-нравственную.
При правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми этими тремя сторонами материала.
Развивающее и воспитательно-формирующее влияние обучения на личность повлекло за собой возникновение в педагогике особого понятия, обозначающего этот процесс . Этот процесс называется образование. Под образованием следует понимать овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие. Образование как понятие включает в себя с одной стороны, процесс овладения изучаемым материалом, т.е. обучение , а с другой - воспитательно-формирующее влияние этого процесса на личность, олицетворяя их единство и органическую взаимосвязь. И когда дидактику иной раз определяют как теорию обучения и образования, то тем самым хотят подчеркнуть, что она исследует как теоретические основы процесса обучения, так и его воспитательно-формирующее влияние на умственное, мировоззренческое и нравственно-эстетическое развитие личности.
- 3. Связь дидактики с другими науками
- 6. Образовательный процесс, его сущность, движущие силы и противоречия
- 2. Противоречия процесса обучения
- 3. Движущие силы процесса обучения
- 7.Деятельность учащихся в процессе обучения
- 10. Теория формального и материального образования
- 11. Функции процесса обучения
- 12. Проблемный и программированный подход в обучении
- 13. Дифференцированный и индивидуальный подход
- 14. Принципы обучения как категории дидактики
- 16. Наглядность в обучении.
- 19. Формы организации обучения в школе и вузе
- 20. Методы обучения
- 21. Познавательный интерес
- 22. Дидактические игры
- 24. Индивидуальная образовательная траектория
- 29. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс
- Совокупность факторов, влияющих на систему воспитания личности
- 32. Методы воспитания и их классификация.
- 33. Средства и приемы воспитания условия их оптимального и эффективного использования
- 34. Формы воспитания
- 37. Коллективно-творческое воспитание.
- Принцип культуросообразности воспитания
- Принцип природосообразности
- 39. Организация досуга
- 40. Сущность воспитания
- Классические концепции воспитания
- 1. 2. Современные отечественные концепции воспитания (а.А. Бодалев, з.А. Малькова, л.И. Новикова, и.А. Колесников, а.С. Нагавкин, е.Н. Барышников и др.)
- 41. Воспитание нравственной культуры
- 42. Формирование эстетической культуры учащихся
- 44. Воспитание физической культуры личности
- 45. Педагогическое взаимодействие в воспитании
- 47. Семейное воспитание
- 48. Национальное своеобразие воспитания
- 49. Убеждение как метод воспитания
- 52.Поощрение как метод стимулирования.
- 53.Наказания как метод стимулирования.
- 54.Метод положительного примера.