logo
дидактика

33. Средства и приемы воспитания условия их оптимального и эффективного использования

В педагогике до настоящего времени нет единой трактовки понятий «метод», « средство »  воспитания . Исходя из философской трактовки метода как способа достижения какой-либо цели, под методами  воспитания  понимаются пути  и  способы взаимосвязанной деятельности воспитателя  и  воспитуемого, направленные на достижение цели.  Прием   воспитания  – это часть метода, подчиненная ему  и  входящая в его структуру.  Средства   воспитания  – относительно независимые источники формирования личности. К ним относят виды деятельности (трудовую, игровую  и  т.д.), предметы, вещи, произведения  и  явления материальной  и  духовной культуры  и  др. В ряду этих понятий обобщающим является понятие «метод», оно включает в себя  приемы   и   средства . Любой метод реализуется всегда как совокупность  приемов   и   средств   воспитания . Например, метод – беседа,  прием  – создание эмоционального настроя с помощью музыки,  средства  – слово учителя, магнитофон.

Выбор методов  воспитания  всегда причинно обусловлен, он зависит от целей  и  задач  воспитания ; содержания  воспитания , возрастных  и  индивидуальных особенностей детей, уровня сформированности коллектива учащихся, условий  воспитания , уровня педагогической квалификации воспитателя  и  др.

В педагогике нет строго научной классификации методов  воспитания . В. И . Андреев выделяет методы целеполагания, планирования, организации, стимулирования, релаксации, нормирования, учета, контроля, педагогического анализа, коррекции. Б. П. Лихачев предложил следующую классификацию методов  воспитания : 1) методы организации  и  самоорганизации детского коллектива; 2) методы повседневного общения, взаимодействия  и  взаимовоздействия; 3) методы детской самодеятельности; 4) методы педагогического воздействия, коррекции сознания  и  поведения, стимулирования  и  торможения деятельности детей, побуждения их к саморегуляции, самостимулированию  и  самовоспитанию. Наиболее принятой является классификация Ю. К. Бабанского, который выделил следующие группы методов  воспитания : 1) методы формирования сознания личности; 2) методы организации деятельности, опыта поведения; 3) методы оценки  и  стимулирования деятельности и поведения.

Методы формирования сознания. Формировать сознание – значит формировать у учащихся нравственные, эстетические, правовые и т.д. представления и на этой основе вырабатывать взгляды и убеждения. Главный инструмент,  средство  реализации этих методов – слово. К этой группе методов относят беседу, лекцию, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение.

Одним из наиболее действенных методов данной группы является пример. Пример – это способ предъявления образца как готовой программы поведения  и  деятельности. Выделяют личный пример (родителей, сверстников, самого воспитанника  и  др.)  и  словесно-художественный (литературный  и  киногерой, выдающаяся личность). К реализации этого метода предъявляются следующие требования: приводить в качестве примера поступки, качества авторитетного, уважаемого воспитанником человека; не должно быть слишком большого разрыва между образцом  и  уровнем воспитанности ребенка; не следует использовать один  и  тот же пример часто  и  по отношению к разным детям; воспитатель должен обладать качествами или воспитывать у себя качества, которые приводит как пример  и  др.

В основе реализации второй группы методов (организации деятельности  и  опыта поведения) лежат следующие идеи: человек формируется в деятельности; все виды деятельности обладают определенными воспитывающими возможностями, поэтому целесообразно использовать комплекс видов деятельности; воспитывающей является только личностно значимая для ребенка деятельность.

Главное назначение данной группы методов – включение ребенка в деятельность  и  выработка на этой основе норм поведения. Основное  средство  – различные виды деятельности. Эта группа методов включает приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации.

Например, требование – это эмоционально-волевое воздействие воспитателя на воспитанника; конкретная, реальная задача, побуждающая к росту  и  развитию учащихся. Значительную роль в  воспитании  ребенка отводил этому методу А. С. Макаренко, им была разработана техника предъявления требования к воспитаннику. Различают прямые (указания, приказания, предписания)  и  косвенные (просьба, намек, оказание доверия  и  др.) требования. Требования должны быть выполнимыми, доведены до логического конца, осознаваться воспитанником, необходимо единство в предъявлении требований.

Методы оценки  и  стимулирования деятельности  и  поведения. Стимулировать – значит давать толчок, импульс к мысли, чувству, действию. Основное назначение – воздействие на чувства  и  эмоции, формирование положительного отношения к внешним воспитательным воздействиям с целью перевода их во внутренние установки личности. К этой группе методов относят поощрение, наказание  и  соревнование.

Рассмотрим метод наказания. Наказание – это способ торможения  и  коррекции поведения, противоречащего принятым нормам. Основным  средством  реализации метода является слово.

По отношению к этому методу не имеется однозначной позиции в истории педагогики. В период становления человеческого общества такой метод  воспитания  не применялся вообще, что сохраняется  и  у некоторых племен до настоящего времени; в 20-е годы ХХ века в отечественной педагогике был период отказа от наказания как метода, унижающего личность и имеющего негативные последствия. Противником наказания был и В. А. Сухомлинский. Но все же в педагогике используется этот метод.

Выделяют следующие виды наказания: порицание, выговор, замечание, ограничение в правах, лишение почетных обязанностей, удаление с урока, перевод в другой класс, исключение из школы. Частным случаем наказания является метод естественных последствий. К применению этого метода предъявляются следующие требования: понятность, соизмеримость с проступком, учет психического состояния; наказание не должно унижать достоинство ученика и причинять ему физических страданий и др.

Ни один из методов не является универсальным. В практической деятельности необходимо сочетание различных методов, что повышает эффективность воспитательного процесса.

Среди тех зависимостей, которые определяют построение и выбор методов воспитания, на первом месте находится их соответствие идеалам общества и целям воспитания. «Методика,— писала Н. К. Крупская,— органически связана с теми целями, которые стоят перед школой. Если цель школы — воспитать послушных рабов капитала — и методика будет соответствующая, и наука будет использована для того, чтобы воспитать послушных исполнителей, как можно менее самостоятельно думающих... если цель школы — воспитать сознательных строи телей социализма — и методика будет совсем другая: все дости жения науки будут использованы для того, чтобы научить самостоятельно мыслить, действовать коллективно... развивая максимум инициативы, самодеятельности». В практической деятельности учитель, выбирая методы воспитания, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на вооружение. Будет ли это показ трудового умения, положительный пример или упраж нение, зависит от многих факторов и условий, и в каждом из них педагог отдает предпочтение тому методу, который считает наиболее приемлемым в данной ситуации. Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В основу воспитательного процесса кладутся не сами методы, а их система. «Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим» . Методы воспитания, при помощи которых достигаются ожидаемые воспитательные результаты, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания педагогического процессач. Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который ищет и находит оптимальное соответствие методов воспитания закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся. «Мы не говорим педагогам,— писал К. Д. Ушинский,— поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. Не только обстоятельства эти бесконечно разнообразны, но и самые натуры воспитанников не походят одна на другую. Можно ли при таком разнообразии обстоятельств воспитания и воспитываемых личностей предписывать какие-нибудь общие воспитательные рецепты?». Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосновения к личности, метод воспитания вместе с тем всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности. Скажем, на известном уровне его развития наиболее продуктивным способом педагогического воздействия является решительное, неукоснительное требование, но неуместными будут лекция или диспут. Таким образом, выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Методика воспитания, по меткому замечанию А. С. Макаренко, не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона.