Принцип культуросообразности воспитания
Идея впервые появилась в трудах Д. Локка, который выступил против теории "врождённых" идей и утверждал, что душа ребёнка - это tabula rasa ("чистая доска") (Локк Дж., 1960). Он объяснял происхождение знания из человеческого опыта, различия в котором определяются воспитанием и условиями жизни. К.А. Гельвеций, основываясь на идеях Локка, утверждал, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания (Гельвеций К.А., 1974). Локк и Гельвеций уделяли внимание социокультурному фактору в воспитании. Песталоцци сформулировал принципы народной школы, готовящей детей к жизни в конкретной социокультурной среде (Песталоцци И.Г., 1981). Принцип культуросообразности в педагогике сформулировал Дистервег, который утверждал, что в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых родился и живёт человек, т.е. всю современную культуру в широком смысле слова и конкретной страны, являющейся родиной ребёнка. Этот принцип отразил тенденцию формирования национальных государств и национальных культур и получил широкое признание в педагогике XIX-XX вв. Русские педагоги также развивали эту идею. К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой писали о народности воспитания. П.Ф. Каптерев рассматривал соотношение воспитания, социальных условий и культуры, которую трактовал как совокупность религии, быта и нравственности народа (Каптерев П.Ф., 1999; аннотация). С. И . Гессен понимал принцип культуросообразности , с одной стороны, как единство школы с обществом и нацией в целом, а с другой - обосновывал необходимость создания специфической "областной педагогики" (применял это обозначение вслед за французским педагогом и Ж. Орузом). В СССР принцип культуросообразности иногда трактовался как противоречащий установкам классовости и интернационализма, декларативным утверждениям о развитии культуры каждого народа как национальной по форме и социалистической по содержанию. Вместе с тем полного отказа от принципа культуросообразности в советской педагогике не произошло. Этот принцип разрабатывали С.Т. Шацкий (Шацкий С.Т., 1980), В.А. Сухомлинский (Сухомлинский В.А., 1979; см. аннотацию) и др. Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учётом особенностей этнической и региональной культур, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.). Цели, содержание, методы воспитания культуросообразны в том случае, если учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль
- 3. Связь дидактики с другими науками
- 6. Образовательный процесс, его сущность, движущие силы и противоречия
- 2. Противоречия процесса обучения
- 3. Движущие силы процесса обучения
- 7.Деятельность учащихся в процессе обучения
- 10. Теория формального и материального образования
- 11. Функции процесса обучения
- 12. Проблемный и программированный подход в обучении
- 13. Дифференцированный и индивидуальный подход
- 14. Принципы обучения как категории дидактики
- 16. Наглядность в обучении.
- 19. Формы организации обучения в школе и вузе
- 20. Методы обучения
- 21. Познавательный интерес
- 22. Дидактические игры
- 24. Индивидуальная образовательная траектория
- 29. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс
- Совокупность факторов, влияющих на систему воспитания личности
- 32. Методы воспитания и их классификация.
- 33. Средства и приемы воспитания условия их оптимального и эффективного использования
- 34. Формы воспитания
- 37. Коллективно-творческое воспитание.
- Принцип культуросообразности воспитания
- Принцип природосообразности
- 39. Организация досуга
- 40. Сущность воспитания
- Классические концепции воспитания
- 1. 2. Современные отечественные концепции воспитания (а.А. Бодалев, з.А. Малькова, л.И. Новикова, и.А. Колесников, а.С. Нагавкин, е.Н. Барышников и др.)
- 41. Воспитание нравственной культуры
- 42. Формирование эстетической культуры учащихся
- 44. Воспитание физической культуры личности
- 45. Педагогическое взаимодействие в воспитании
- 47. Семейное воспитание
- 48. Национальное своеобразие воспитания
- 49. Убеждение как метод воспитания
- 52.Поощрение как метод стимулирования.
- 53.Наказания как метод стимулирования.
- 54.Метод положительного примера.