40. Сущность воспитания
Проблемы воспи¬тания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека как целое. На практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека: на его эмоции, волю, характер, а также на мотивацию, ценностные ориентации и ин¬теллект. Еще Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надле¬жащее воспитание». Однако в научном понимании и организации процессов обучения и воспитания есть свои особенности. Поэтому разделение данных про¬цессов проводится нами с целью объяснения их сущности. Теория и методика воспитания являются разделами общей педагогики, в ко¬торых уточняется сущность , принципы и методы, цели и содержание процесса воспитания . На всем протяжении развития педагогической мысли вышеозначенный процесс находился в фокусе внимания ученых и практиков. И в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обнов¬ляется по мере развития практического опыта, педагогиче¬ской науки и ее ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к млад¬шему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина, поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие. Сущность воспитания заключается в том, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К.Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятель¬ности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Свою специфику вос¬питание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отноше¬нию к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, ге¬нетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его воз¬раст и условия жизни. Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может ре¬ализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя вос¬питательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведени¬ем и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя (кем бы он хотел быть в настоящем и стать в будущем) зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения. Структура воспитательного процесса представля¬ет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов. Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влия¬ние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; се¬мья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профес¬сиональная деятельность, искусство и средства массовой информации. Среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную. К группе объективных факторов относятся: • генетическая наследственность и состояние здоровья человека; • социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение; • обстоятельства биографии; • культурная традиция, профессиональный и социальный статус; • особенности страны и исторической эпохи. Группу субъективных факторов составляют: • психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутрен¬ние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого; • система отношений с социумом; • организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдель¬ных людей, групп, объединений и всего сообщества. В ходе истории возникла потребность в осмыслении процесса воспитания, определения его специфики, а именно в уточнении целей воспитания и уровней их реализации; специфике средств и видов воспитания. Цели воспитания — это ожидаемые изменения в человеке (или группе лю¬дей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и плано¬мерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитате¬ля (группы или всего общества) к личности воспитуемого.
- 3. Связь дидактики с другими науками
- 6. Образовательный процесс, его сущность, движущие силы и противоречия
- 2. Противоречия процесса обучения
- 3. Движущие силы процесса обучения
- 7.Деятельность учащихся в процессе обучения
- 10. Теория формального и материального образования
- 11. Функции процесса обучения
- 12. Проблемный и программированный подход в обучении
- 13. Дифференцированный и индивидуальный подход
- 14. Принципы обучения как категории дидактики
- 16. Наглядность в обучении.
- 19. Формы организации обучения в школе и вузе
- 20. Методы обучения
- 21. Познавательный интерес
- 22. Дидактические игры
- 24. Индивидуальная образовательная траектория
- 29. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс
- Совокупность факторов, влияющих на систему воспитания личности
- 32. Методы воспитания и их классификация.
- 33. Средства и приемы воспитания условия их оптимального и эффективного использования
- 34. Формы воспитания
- 37. Коллективно-творческое воспитание.
- Принцип культуросообразности воспитания
- Принцип природосообразности
- 39. Организация досуга
- 40. Сущность воспитания
- Классические концепции воспитания
- 1. 2. Современные отечественные концепции воспитания (а.А. Бодалев, з.А. Малькова, л.И. Новикова, и.А. Колесников, а.С. Нагавкин, е.Н. Барышников и др.)
- 41. Воспитание нравственной культуры
- 42. Формирование эстетической культуры учащихся
- 44. Воспитание физической культуры личности
- 45. Педагогическое взаимодействие в воспитании
- 47. Семейное воспитание
- 48. Национальное своеобразие воспитания
- 49. Убеждение как метод воспитания
- 52.Поощрение как метод стимулирования.
- 53.Наказания как метод стимулирования.
- 54.Метод положительного примера.