Принцип природосообразности
Понимание воспитания как создания условий для развития человека обусловливает принципы природосообразности и культуросообразности . Из подхода к воспитанию как к целенаправленному развитию личности вытекает принцип центрации воспитания на развитии личности. Связь воспитания с другими факторами развития человека отражается в принципе дополнительности. Принцип природосообразности воспитания. Идея зародилась в антическом обществе (Демокрит, Платон, Аристотель). Наиболее глубоко она была обоснована и разработана Я.А. Коменским (Коменский Я.А., 1982). Принцип природосообразности занимал значительное место в педагогическах системах Ж.Ж. Руссо, И .Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервега. При различных трактовках самого понятия природы их объединял подход к человеку как к её части и утверждение необходимости его воспитания в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире. Коменский считал, что порядок школы надо заимствовать от природы и исходить из наблюдений над природными процессами. Согласно Руссо, в воспитании надо следовать природе ребёнка, его возрастным особенностям, создавать условия для естественного развития его врождённых свойств и способностей (Руссо Ж.Ж., 1981). Песталоцци, понимая природосообразность, как и Руссо, подчёркивал, что усилия, свершаемые природой для развития человеческих сил, без помощи человека медленно освобождают людей от "чувственно-животных свойств". Дистервег считал необходимым учитывать процесс естественного развития человека на каждом возрастном этапе (Дистервег Ф.А., 1956). Принцип природосообразности в европейской педагогике XVIII-XIX вв. послужил основой различных теорий воспитания, получивших общее название педагогического натурализма, в т.ч. и теории свободного воспитания. Принцип природосообразности лежал и в основе педологии, некоторые идеи которой сохранились в теориях возрастного подхода и индивидуального подхода. Развитие наук о природе и человеке в XX в. существенно обогатило содержание принципа природосообразности воспитания. Особую роль сыграло учение о ноосфере В. И . Вернадского (Вернадский В. И ., 1981). Современная трактовка принципа природосообразности исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации образования, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. У человека необходимо культивировать стремление к здоровому образу жизни и умение выживать в экстремальных условиях. Особое значение имеют развитие планетарного мышления и воспитание природоохранного поведения. Развитие человека и его потребностей необходимо выводить за пределы "Я" и ближайшего социума, помогая осознать глобальные проблемы человечества, ощутить чувство своей сопричастности природе и обществу, ответственности за их состояние и развитие.
Принцип народности , научно обоснованный К.Д.Ушинским, как священный принцип национального воспитания в условиях демократизации общества приобретает необычайную актуальность. У великого педагога-патриота народность максимально окрашена национальной созидательной идеей, освящена, согрета ею.
Три принципиальные установки К.Д.Ушинского имеют для настоящего пособия определяющее значение: 1) «...народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания»; 2) «в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих»; 3) «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое».
Создание подлинно национальной школы - русской, украинской, татарской, якутской, чукотской, любой другой - возможно только на этнопедагогической основе. Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики.
Начальная школа непременно должна быть последовательно национальной, это - школа родного языка, естественное продолжение «школы материнской». Формирование полноценного учителя начальной школы немыслимо без его специальной этнопедагогической подготовки.
Василий Александрович Сухомлинский был одним из образованнейших педагогов своего времени. В его трудах творчески переосмыслено наследие Аристотеля и Квинтилиана, Коменского и Григория Сковороды, Ушинского и Дистервега, Песталоцци и Януша Корчака... Он прекрасно знал наследие Яковлева, чувашского педагога. Своим учителем Сухомлинский называл Макаренко. Он является горячим приверженцем идей Ушинского о принципе народности как наиболее полном отражении духовных сокровищ народа, его многовековой культуры, творческих способностей и деятельности. Сухомлинский практически доказал, что осуществление гениальных идей патриарха российской педагогики становится возможным только в условиях подлинно народной системы образования и воспитания.
Принцип народности в воспитании у Сухомлинского глубоко гуманистичен и интернационален. В воспитании детей в духе дружбы народов он выделял два взаимосвязанных направления. Цель первого – пробуждение у учащихся братских чувств к народам нашей родины. Педагог устанавливает духовное общение своих воспитанников с детьми трудящихся других национальностей. Основными формами этой работы в Павлышской школе были рассказы, беседы, которые чередовались с чтением книг о дружбе народов нашей страны, о тяжелых испытаниях, выпавших на их долю, о совместном ратном труде.
- 3. Связь дидактики с другими науками
- 6. Образовательный процесс, его сущность, движущие силы и противоречия
- 2. Противоречия процесса обучения
- 3. Движущие силы процесса обучения
- 7.Деятельность учащихся в процессе обучения
- 10. Теория формального и материального образования
- 11. Функции процесса обучения
- 12. Проблемный и программированный подход в обучении
- 13. Дифференцированный и индивидуальный подход
- 14. Принципы обучения как категории дидактики
- 16. Наглядность в обучении.
- 19. Формы организации обучения в школе и вузе
- 20. Методы обучения
- 21. Познавательный интерес
- 22. Дидактические игры
- 24. Индивидуальная образовательная траектория
- 29. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс
- Совокупность факторов, влияющих на систему воспитания личности
- 32. Методы воспитания и их классификация.
- 33. Средства и приемы воспитания условия их оптимального и эффективного использования
- 34. Формы воспитания
- 37. Коллективно-творческое воспитание.
- Принцип культуросообразности воспитания
- Принцип природосообразности
- 39. Организация досуга
- 40. Сущность воспитания
- Классические концепции воспитания
- 1. 2. Современные отечественные концепции воспитания (а.А. Бодалев, з.А. Малькова, л.И. Новикова, и.А. Колесников, а.С. Нагавкин, е.Н. Барышников и др.)
- 41. Воспитание нравственной культуры
- 42. Формирование эстетической культуры учащихся
- 44. Воспитание физической культуры личности
- 45. Педагогическое взаимодействие в воспитании
- 47. Семейное воспитание
- 48. Национальное своеобразие воспитания
- 49. Убеждение как метод воспитания
- 52.Поощрение как метод стимулирования.
- 53.Наказания как метод стимулирования.
- 54.Метод положительного примера.