logo
Педагогическая практика_4 курс- 2015

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Первоочередным условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей яв­ляется установление контакта между ними. Отсутствие кон­такта не позволяет решить образовательные задачи, которые ставит перед собой воспитатель. В то же время установле­нию контакта препятствуют принципиально разные позиции, которые преимущественно занимают воспитатель и ребенок: даже физически воспитатель, как правило, находится в пози­ции «сверху», а ребенок - «снизу». Этому соответствует и пси­хологическая разница в их позициях: взрослый диктует свою волю, управляет, командует ребенком. При этом подчиняется ли ребенок, протестует ли, контакт между ними вряд ли воз­можен. В то же время самое задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе простран­ственного принципа «глаза в глаза».

Одно из условий среды, которое делает такое общение бо­лее осуществимым, - это разновысокая мебель. Ее высотадолжна быть такой, чтобы не только воспитатель без затруд­нения мог «спуститься», приблизиться к позиции ребенка,но и ребенок мог «подняться» до позиции воспитателя, а иног­да посмотреть на него сверху. Для этого подойдут высокие