5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия.
Этот принцип реализуется с помощью использования в детской группе определенных семейных традиций. Дети могут достраивать детали интерьера, они получают возможность его эстетического завершения в зависимости от личных вкусов.
В групповой ячейке, особенно в ее «семейной» части, в интерьере необходимо выделить места, где могут размещаться репродукции картин, фотографии, в том числе детей, их братьев, сестер, родителей.
В составе этой или других зон групповой комнаты (например, в «спальной зоне», в раздевалке) целесообразно предусмотреть место для икебаны или букета цветов, для домашних растений. Это может быть специальная тумба, вазон, декоративная подставка, арка, гипсовые или пластмассовые модульные ящики, в которые устанавливаются горшки с растениями.
Желательно, чтобы в помещении детского сада была и «гостинная для взрослых», куда имеют доступ и дети. Они здесь хотя и желанные, но все же гости. В интерьере гостиной -торшеры, бра, ковры, письменный стол, книги, круглый стол, мягкие диваны и кресла - ничто даже отдаленно не напоминает административный кабинет. Взрослому здесь так же хорошо и комфортно, как и ребенку. Ребенок, находясь вместе со взрослыми, либо просто проводит здесь время, если ему ; необходимо побыть рядом с кем-то из них, либо наблюдает за ; их поведением, учится у них культуре общения, либо сам участвует в делах взрослых, если это не мешает их занятиям.
В такой гостиной хорошо проводить праздники.
Проект среды учитывает создание условий для формирования и развития полноценного образа Я. Этому способствует наличие в помещении разновеликих зеркал. Кроме того, желательно сконструировать систему подвижных зеркал.
Стимулирующим «материалом» является и определенная цветовая среда, смена конкретного цветового решения. «Вялая», без контрастных акцентов цветовая гамма не стимулирует активность детей.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерьере не громоздкие репродукции классических произведений живописи, а простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные и полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах -восточной, европейской, африканской.
Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано.
Желательно оборудовать помещение для художественного творчества детей. Например, в удобном для детей и взрослых месте разместить колокольчики, тарелки различного тембра звучания. Ребенок может импровизировать, наполняя комнату перезвоном. Или же устроить комнату «Волшебные краски» с оптическим смешением цветового освещения при смене фотофильтров. Такой калейдоскоп позволяет создавать динамику цветовосприятия предметной среды, ее изменений.
Принцип открытости-закрытости.
Этот принцип может быть представлен в нескольких аспектах.
Первый аспект - открытость Природе, проектирование, способствующее единству Человека и Природы. Эта тенденция может проявиться во взаимопроникновении с природным окружением; организация «зеленых комнат» в помещениях -маленьких, остекленных по периметру, внутренних двориков с растущими в них растениями -деревьями, кустарниками, травой. Это включение во внутреннюю среду здания атриумов - остекленных сверху пассажей, оранжерей, открытых веранд, террас.
В целях гуманизации жилой среды желательно предусмотреть проживание с детьми домашних животных - кошек, собак, за которыми дети ухаживают.
Второй аспект принципа открытости-закрытости - это открытость культуре в ее прогрессивных проявлениях. Элементы культуры - настоящей взрослой живописи, литературы, музыки - не могут носить чисто оформительский характер украшения помещений, а должны органически входить в дизайн интерьера. С одной стороны, открытость системы дает возможность проникновения лучших образцов общечеловеческой культуры - образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества; с другой стороны, организация среды детских учреждений основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслов с фольклорными элементами, исторически связанными с данным регионом. Это последнее, несомненно, будет способствовать воспитанию патриотизма у детей, гордости за свои родные места, формированию представлений о Малой родине и чувства любви к ней.
Третий аспект принципа открытости-закрытости - это открытость обществу. Здесь открытость-закрытость должна соответствовать сути понятия «Мой дом».
Четвертый аспект этого принципа - открытость своего Я, собственного внутреннего мира. Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа Я. В предыдущих разделах предлагались проекты с использованием разновеликих зеркал - отдельных и целых комплексов, желательна также и система подвижных.
В помещении детского сада развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику. Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для ребенка месте, чтобы он мог по желанию рассматривать их.
Принцип учета половых и возрастных различий детей.
Этот принцип может быть осуществлен в следующем решении: в групповой комнате дошкольного учреждения кроме закрывающихся кабин в туалетной, представляется целесообразным сделать закрывающейся душевую кабину.
Для обеспечения (полной или частичной) изоляции мальчиков и девочек в спальне целесообразно предусмотреть зонирование спальни на 2-3-4 полузамкнутых пространства, что создаст определенный комфорт. Зоны могут ограждаться кроватками с приподнятыми с двух сторон спинками и боковыми бортиками, а также стационарно установленными барьерами - перегородками высотой 75—80 см.
Техническое решение ограждения, а также бортиков у кроваток может предусматривать крепление зеркала, полочки для белья, вешалки для верхней одежды.
СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ И АНАЛИЗА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ДНЯ
Утренний прием
Как воспитатель встречает детей? На что обращает внимание (внешний вид детей, приветствие с воспитателями, детьми, прощание с родителями). Предлагает ли детям какое-либо задание? Какие виды деятельности организует? Какие игрушки, игровой материал предложен детям? Помогают ли они организовать детей? Как организовано переодевание детей? Как организован переход от утренней гимнастики к завтраку?
Завтрак
Как готовятся столы к завтраку (размещение, сервировка, участие детей в подготовке к завтраку)?
Продолжительность завтрака. Соответствует ли это режиму? Почему не успевают позавтракать своевременно? Какую образовательную работу проводит воспитатель во время завтрака? Какие приемы использует воспитатель для воспитания навыков культурной еды? Как воспитатель руководит деятельностью детей, которые закончили завтракать?
(Аналогично анализируется обед).
Одевание на прогулку
Созданы ли условия для одевания? Какие навыки есть у детей? Соответствуют ли они программе? Какие приемы использует воспитатель? Умело ли их использует? Сколько времени продолжается одевание? Есть ли резервы его ускорения? Как воспитатель использует этот режимный момент для расширения кругозора детей?
Прогулка
Место проведения прогулки. Какие виды деятельности детей организованы на прогулке? Созданы ли для этого соответствующие условия? Как воспитатель использует прогулку для расширения знаний детей об окружающем? Правильно ли организовано наблюдение?
Проводится ли индивидуальная работа с детьми? Как организован труд в природе во время прогулки? Как организована двигательная деятельность детей (сколько и какие подвижные игры проводились, были ли физкультурные занятия на прогулке)?
Как организована самостоятельная деятельность детей, в какие игры играют дети? Как воспитатель руководит деятельностью детей? Как организован уход с прогулки детей?
СХЕМА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ
Вид занятия: труд в природе.
Программное содержание занятия, его оценка; соответствие уровню развития детей, наличие элементов нового, как обеспечивалась активизация мышления детей, речевые задания, воспитательное влияние программного материала.
Организация занятия; подготовка помещения, участка, орудий труда, материала, наличие пособий и т.д. Как продумано размещение детей, индивидуальный подход в процессе деятельности (учет состояния здоровья, физических и психических особенностей детей).
Структура занятия; основные части, этапы занятия, их логика, длительность всего занятия и его частей (вступительная беседа, мотивация необходимости выполнения работы, показ иллюстраций с изображением растений, наблюдение, обучение детей трудовым навыкам и умениям, выполнение работы детьми, итог занятия).
Методика и приемы обучения; их разнообразие, взаимосвязь и обусловленность, приемы концентрации внимания детей, активизация самостоятельного мышления детей, приемы сообщения нового, связь с полученными знаниями (совет, показ, пояснение, непосредственная помощь, объяснение, дополнительная работа).
Качество работы и поведение детей в процессе занятия. Самостоятельность действий детей, качество умений, знаний, навыков, полученных или закрепленных на занятии.
Анализ занятия воспитателем; оценка качества работы, отдельных поступков детей.
СХЕМА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАССМАТРИВАНИЕ И БЕСЕДА ПО КАРТИНКЕ)
1. Соответствие программного содержания программе воспитания детей в детском саду (как сформулированы вопросы обучающего характера по ознакомлению детей с окружающим и развитию речи).
2. Соответствие содержания картин программному содержанию занятия.
3. Подготовленность детей к восприятию, пониманию картины.
4. Структура занятия:
а) начало занятия – сообщение цели;
б) вопросы, их количество, виды (соответствие требованиям, наличие вопросов, расширяющих кругозор ребенка углубляющих понимание содержания картины). Есть ли вопросы, раскрывающие настроение героев (старшая и подготовительная группа).
в) ответы детей (четкость, глубина, культура речи, грамматическая правильность речи).
г) итог занятия (в зависимости от возраста детей).
5. Какие основные и вспомогательные приемы использованы на занятии?
6. Выполнение программного содержания в ходе рассматривания картины или в ходе беседы по ней.
7. Речь воспитателя, его профессиональное мастерство.
СХЕМА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
Определение программного содержания занятия. Соответствие его программе воспитания, возрасту детей.
Методика проведения занятия, ее соответствие программному содержанию, возрасту детей.
Проведение организационного момента. Какие указания давались детям, в какой форме? Соответствие указания возрасту детей.
Начало занятия. Приемы, которые использовались, наглядность, оборудование.
Ход занятия, анализ вопросов, ответов детей. Методика проведения, ее соответствие возрасту детей (рассказы со звукоподражанием, дидактические игры и упражнения, заучивание скороговорки) и т.д.
Заключительная часть занятия. Итог, анализ детских ответов, оценка поведения детей. Участие детей в подведении итога.
СХЕМА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ ПО МЕТОДИКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Целесообразность выбора темы данного вида занятия по изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации).
Соответствие программного содержания уровню знаний, умений и навыков детей, теме занятия. Наличие в программном содержании:
заданий, связанных с техническими навыками изображения;
заданий, связанных с передачей определенных признаков предмета (строения, формы, пропорции, расположения, цвета);
воспитательных задач.
Подготовка к занятию:
анализ наглядности (образцы, картинки, игрушки и т.д.), подготовленной воспитателем к занятию.
подготовка материала, оценка со стороны эстетических, методических требований;
подготовка детей к занятию:
а) наличие знаний о предметах и явлениях окружающей жизни;
б) привлечение детей к подготовке занятия.
Ход занятия.
четкость поставленного перед детьми задания;
длительность начала занятия, процесса выполнения работы, конца занятия.
Состояние детского коллектива в ходе занятия: стойкость внимания, интерес, активность, самостоятельность в выполнении задания, проявление творчества.
Анализ занятия воспитателем; оценка качества работы, отдельных поступков детей (положительных и негативных), мышление детей, их участие в оценке товарищей и самооценке.
- Педагогическая практика в группах дошкольного возраста
- Содержание педагогической практики в группах дошкольного возраста
- Задания педагогической практики в группах дошкольного возраста
- Педагогическая практика по специализации («Методика викладання української мови у дошкільному закладі»)
- Педагогическая практика по специализации («Методика преподавания в дошкольном учреждении крымскотатарского языка»)
- Задание педагогической практики по специализации: («Методика обучения крымскотатарскому языку в дошкольном заведении»)
- «Мектеп чагъынадже муэссиседе къырымтатар тилини огретюв методикасы » ихтисасы боюнджа педагогик амелияты.
- Приложения
- 1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
- 2. Принцип активности.
- 4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
- 5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия.
- Рекомендации к проведению занятий по изобразительной деятельности
- Формирование культурно-гигиенических навыков
- Приложение к педагогической практике по специализации методическое руководство развитием речи детей в дошкольных учреждениях
- Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста
- Обследование состояния грамматических навыков у детей
- Методика изучения связной речи
- Методика изучения уровня практического осознания элементов языка и речи
- Литература