logo
Педагогическая практика_4 курс- 2015

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Жизненное пространство в детском саду должно быть та­ким, чтобы оно давало возможность построения непересека­ющихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу {физкультурой, музыкой, рисованием, конструирова­нием, рассматриванием иллюстраций и диапозитивов, ма­тематическими играми, наблюдениями и т. д.).

Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием: с одной стороны - необходимость пространства для проявле­ния свободной активности детей, с другой стороны - ограни­ченность помещения детского сада. Преодолению этого про­тиворечия как раз и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования.

В детском саду должны быть следующие функциональ­ные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкуль­турные, музыкальные, театральные, лаборатории; «кабине­ты» (с книгами, играми, головоломками, диафильмами, слайдами и т.д.); творческие мастерские, конструкторские; кухни; прачечные; «производственные» мастерские и др. Эти помещения следует устроить так, чтобы они могли создавать разный эмоциональный настрой, т. е. становиться «таин­ственными», «страшными», «магическими», «смешными», «сказочными», «волшебными», «загадочными», «фанта­стичными» и т.д.

Трансформация помещений может быть обеспечена лег­кими раздвижными перегородками. Определенные возмож­ности в этом плане представляют шкафные перегородки, ког­да с помощью перестановки мебели можно изменить площадь, пропорции и планировку помещений, расположение проемов, ниш, перегородок.