logo
Педагогическая практика_4 курс- 2015

Рекомендации к проведению занятий по изобразительной деятельности

Рисование

Весь материал готовится заранее.

  1. В соответствии с видом рисования, темой занятия подготовить бумагу разного формата, фона (можно использовать цветной полукартон или тонировать бумагу акварельными, гуашевыми красками, тушью и т.п.).

  2. Гуашевые краски разводятся водой до густоты жидкой сметаны; для того чтобы краски не обсыпались после высыхания, их можно разводить молоком.

  3. Для занятий с детьми младшей группы гуашевые краски разливаются в небольшие баночки; чтобы вода не испарялась, можно накрыть их бумагой, газетой, смоченными водой.

  4. Воду для промывания кистей наливают в стеклянные банки емкостью 0,5 л, ее можно налить утром и поставить банки на поднос.

  5. В младших группах, если дети рисуют краской одного цвета, воду не готовят. Банок может быть больше, чем одна на стол, чтобы дети могли по мере загрязнения воды поменять банку с водой. Это целесообразно делать и в старших группах, чтобы дети не отвлекались и не нарушали творческий процесс.

  1. Бумагу для рисования необходимо подписать: в нижнем правом углу карандашом написать имя ребенка и начальную букву фамилии.

  2. Кисти для рисования ставят в подставки; в младшей группе дети рисуют одной толстой круглой или флейцкевой кистью среднего размера, а в старшей и подготовительной к школе группах дети рисуют двумя кистями: толстой и тонкой. Их должно быть больше, чем детей в группе.

  3. Карандаши необходимо хорошо заточить; в младшей группе их можно поставить в стаканчики, подставки, позже предлагать в открытой коробке для карандашей; в средней группе карандаши даются в коробке. Для рисования карандашами в старших группах необходимо использовать 18— 24-цветные коробки карандашей. В этой же коробке или отдельно у старших дошкольников должен быть простой карандаш.

  4. Весь материал для рисования (изобразительные материалы, банки с водой, салфетки для осушения кистей, подставки для кистей) выставляются на отдельный стол, оттуда его берут дети перед началом рисования. Туда же ставят чистые банки, кисти, салфетки. Следует помнить о том, что часть изобразительных материалов хранится в столах у детей, поэтому до занятия необходимо вместе с детьми проверить, в каком состоянии эти материалы.

  5. Особое внимание необходимо уделить размещению наглядного дидактического материала для занятия, подготовить подставку для натуры, продумать место размещения натуры или нескольких натур.

  6. По окончании занятия организуется просмотр и анализ рисунков детей, поэтому следует продумать, где будут размещены рисунки (на специальном столе, на мольбертах, на доске и т.п.).

  7. Современные требования к проведению занятий изобразительной деятельностью предусматривают связь изобразительной деятельности с другими видами деятельности детей: с игровой, музыкальной, речевой, театрализованной, — поэтому педагог не говорит, что занятие закончено, он создает условия для перехода к другому виду деятельности.

Лепка

Основной пластический материал, который используют в обучении детей лепке, — это глина.

1.Глину готовят задолго до занятий, для того чтобы она выстоялась, загустела и была в таком состоянии, когда она не прилипает к рукам. Готовую глину хранят в пластмассовом ведре с крышкой или закрывают мокрой тряпкой, полиэтиленовой пленкой; можно хранить глину во влажной тряпке в полиэтиленовом пакете. В младшей группе глину формуют в столбик величиной чуть больше детской ладони. В средней группе на общий стол выставляют форму с глиной и плоскую лопатку, приучают детей брать глины столько, сколько необходимо для того, чтобы вылепить предмет или несколькопредметов.

  1. Дети младшей и средней групп могут лепить на пластиковых досках. В средней группе необходимо использовать поворотные станки, на которых удобно не только обследовать предмет (народную игрушку, скульптуру малой формы), но и лепить его, не нарушая форму, обрабатывать поверхность предмета и т.д.

  2. Для лепки глиной необходимо ставить на стол небольшие блюдца с водой или влажную тряпочку, которой дети пользуются при примазывании одной части предмета к другой, при сглаживании поверхности формы.

  3. Пластилин можно использовать во всех возрастных группах. Для лепки в младшей группе его до занятия слегка разогревают (в сушильной камере, на батарее), старшие дошкольники способны разогреть, размять пластилин руками в момент объяснения задания педагогом. Сглаживать поверхность предмета, вылепленного из пластилина, труднее. Дети делают это пальцами, иногда применяется влажная тряпочка.

  4. После лепки глиной дети могут вытереть стол, дощечку влажной тряпочкой и помыть руки. После лепки пластилином необходимо вытереть руки сухой тряпочкой или бумажной салфеткой и только после этого вымыть руки горячей водой.

  5. Во всех возрастных группах дети используют стеки — специальные палочки из пластмассы, из дерева или из металла. Можно использовать те, которые имеются в коробке с пластилином, а также разнообразить их набор петлей из алюминия или меди, широкой лопаткой из легкого металла или пластика, палочкой с заточенным концом, которую можно сделать из сломанной или не пригодной для рисования кисти.

  6. Для обработки и украшения поверхности вылепленного предмета используют разнообразные по форме и материалу печатки.

Аппликация

  1. Во 2-й младшей группе дети выполняют коллажи из готовых форм, которые получают на подносе или в конверте.

  2. В средней группе дети учатся вырезать ножницами части, из которых складывается целое изображение, поэтому получают заготовки на подносе.

  3. В старшей группе детям дают заготовки цветной бумаги, а в подготовительной к школе группе детям предлагают набор цветной бумаги для самостоятельного подбора цвета бумаги и формата.

  4. В качестве основы для коллажа используют цветной картон и полукартон.

  5. Бумагу-основу можно тонировать в нужный цвет таким образом, чтобы бумага при пользовании клеем не пачкалась.

  6. Для приклеивания изображения используют только клейстер, только работа с частями сухих растений, с поролоном и тканью допускает использование синтетического клея, но в этом случае педагог проводит индивидуальную работу и оказывает помощь и контроль.

  7. Все материалы для занятия аппликацией: кисти, салфетки, подкладки под бумагу — должны быть чистыми.

  1. Материалы, в том числе и ножницы, выставляются на отдельный стол, и дети самостоятельно готовят столы к занятию, а после занятия каждый из детей моет кисть, собирает обрезки и выбрасывает в корзину для мусора. Розетка для клея и салфетки могут помыть и постирать дежурные.

  2. Ножницами дети работают под руководством воспитателя, который обязан следить за правильным пользованием ими и контролировать технику безопасности

10.Обрезки бумаги, которые можно использовать повторно в качестве мелких деталей, следует собирать в красивую коробку и выставлять ее как на занятии, так и для творческой деятельности вне занятий

СХЕМА АНАЛИЗА НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

  1. Соответствие программного материала требованиям программы, уровню подготовки детей. Единство познавательных, речевых и воспитательных задач.

  2. Подготовка к занятию: выбор объекта, материала, оборудования, расположение объекта, детей.

  3. Переход к наблюдению, сообщение цели, привлечение внимания к объекту, наличие сюрпризного момента в группах младшего возраста. Приемы привлечения внимания к объекту в группах старшего дошкольного возраста.

  4. Последовательность наблюдения:

  1. Привлечение различных анализаторов к восприятию объектов.

  2. Приемы обучения в младших и старших группах:

  1. Выполнение программного содержания.

  2. Наличие итога и анализа поведения детей.

СХЕМА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ ПО ФЭМП

  1. Анализ программного содержания занятия:

а) соответствие занятия программе данной группы;

б) взаимосвязь степени сложности программных задач с содержанием материала;

в) связь занятия с предыдущими занятиями;

г) конкретность формулировки программного содержания.

  1. Подбор дидактического материала.

  2. Организация работы детей.

  3. Анализ деятельности воспитателя на занятии:

а) грамотность, четкость указаний, объяснений;

б) умение организовать практическую самостоятельную деятельность детей;

в) умение активизировать мыслительную деятельность детей;

г) речь воспитателя (конкретность, четкость, точность вопросов);

д) умение подводить детей к обобщению;

е) индивидуальная работа с детьми на занятии;

ж) воспитательное влияние на детей.

  1. Анализ деятельности детей на занятии:

а) дисциплинированность, внимание;

б) умение действовать в соответствии с указаниями воспитателя;

в) умение отвечать на вопросы воспитателя;

г) активность детей, интерес к занятию.

  1. Итог занятия. Постановка задачи для последующей работы.

СХЕМА АНАЛИЗ ПЛАНА-КОНСПЕКТА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Сведения о занятии (дата, время, место проведения, количество детей, их одежда и обувь, физкультурный инвентарь, атрибуты).

  2. Правильность определения и формулировки задач физкультурного занятия.

  3. Соответствие упражнений поставленным задачам, возрасту детей, их подготовленности, условиям проведения.

  4. Правильность сочетания основных движений в основной части за­нятия, последовательность физических упражнений.

  5. Взаимосвязь частей занятия.

  6. Правильность методики проведения занятий:

  1. Организация детей на занятии (способы организации; наличие графического изображения размещения детей, воспитателя, расположения физкультурного инвентаря).

  2. Подготовка детей к занятию.

  3. Правильность описания физических упражнений.

  1. Внешнее оформление плана-конспекта.

  2. Общая оценка и предложения по совершенствованию плана-конс­пекта занятия.

СХЕМА АНАЛИЗА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

Предварительная работа

  1. Вступительная беседа.

  2. Знания детей о явлениях окружающей жизни.

Организация обстановки

  1. Какие игровые ситуации организованы воспитателем?

  2. В каких местах расположены игрушки?

  3. Соответствует ли внешний вид атрибутов методическим и эстетическим требованиям?

  4. Используются ли игрушки-заменители, подсобный материал?

Игровые навыки и умение детей

  1. Есть ли умение играть рядом или вместе?

  2. Кто был инициатором игры?

  3. Как распределяются роли?

  4. Возникновение конфликтов, почему?

  5. Взаимоотношение детей в хорде игры.

  6. Взаимодействие между собой отдельных играющих группировок.

  7. Реальные возможности детей в игре.

Руководство игрой

  1. Прямые приемы руководства.

  2. Косвенные приемы.

  3. Роль воспитателя в момент сговора и в процессе игре.

  4. Как решаются конфликты?

  5. Как устраняются нежелательные сюжеты в ходе игре?

Заключительный этап игры

  1. Как закончилась игра, внезапно прервана или по плану?

  2. Как убираются на место пособия, игрушки?

  3. Оценка игры.

СХЕМА АНАЛИЗА ОРГАНИЗАЦИИ БЫТА ДЕТЕЙ

  1. Объект наблюдения (обстановка, сон, питание, умывание, закаливание, соблюдение режима дня).

  2. Условия для организации быта (окружающая обстановка, единство требований) и т.д.

  3. Методика проведения бытовых процессов (показ, разъяснение, упражнение, игровые методы, дидактические игры, контроль, требования, оценка, учет индивидуальных особенностей и т.д.).

  4. Использование бытовых процессов для решения воспитательных задач (воспитание активности и самостоятельности, взаимопомощи, культуры поведения, бережного отношения к вещам и т.д.).

  5. Отражение работы в документации воспитателя (планирование содержания и методов работы с группой и отдельными детьми, фиксация недостатков, работа с родителями и т.д.).