Методика изучения уровня практического осознания элементов языка и речи
Изучение уровня практического осознания детьми шести лет явлений языка и речи важно не только для определения содержания и организации обучения в детском саду, но и для выявления общей психологической готовности детей к школе.
Обследование умений анализа речи направлено на установление степени практического осознания основных элементов языка и сформированности способности к звуковому анализу слов.
Для проверки уровня осознания элементов языка и речи детям в индивидуальном порядке предлагается выполнить такие задания: скажи одно слово, произнеси одно предложение, произнеси один звук, произнеси один слог. Уровень умений фонемного ( звукового) анализа слов выявляется также путем выполнения детьми заданий на установление количества и последовательности звуков в слове.
Результаты обследования заносят в таблицу.
Фамилия, имя ребенка | Количественная оценка | Общая оценка | |||
Выделение слова | Фонемный анализ | Анализ предложений | |||
|
|
|
|
|
Для написания итоговой справки по результатам тематической проверки « Изучение состояния работы по речевому развитию детей» необходимо дать оценку уровню развития речи детей, ее различным аспектам.
1. Развитие словаря: объем словарного запаса детей по определенным темам ( бытовой словарь, природоведческий и др.), соответствие словаря программе; умение детей свободно пользоваться словарным запасом на занятиях по родному языку; правильность и точность употребления слов, использование образных выражений, фразеологизмов; детское словотворчество; затруднения в употреблении слов ; соответствие словарного запаса возрасту.
2. Воспитание звуковой культуры речи детей: правильность звукопроизношения; словопроизношения; орфоэпическая правильность речи; дикция, выразительность речи ( сила голоса, темп речи, интонация); соответствие возрасту.
3. Формирование грамматического строя речи: навыки грамматически правильного употребления слов (на занятиях и вне их); грамматические ошибки детей; построение предложений, сочетание их в связной речи. Уровень навыков правильного употребления на занятиях и вне их.
4. Уровень развития диалогической речи: умение ребенка слушать речь воспитателя и товарищей, участвовать в общем разговоре; употреблять формы речевого этикета, культура поведения во время разговора; использование детьми различных форм разговорной речи (вопросы, ответы); соответствие высказываний детей предъявляемым требованиям ( умения отвечать кратко, развернуто, общим словом, дополнять ответы товарищей); умение ребенка находить поводы для общения, тематика и содержание разговоров, особенности речи воспитателя.
5. Навыки связной монологической речи: владение навыками описательной речи, повествования и речи – рассуждения. Провести выборочную проверку умений детей рассказывать об игрушках, по картинкам, из опыта, составлять творческие рассказы; передавать содержание литературного произведения. Оценить детские высказывания с точки зрения их содержательности, структуры оформления, выразительности, плавности.
6. Знание детьми художественной литературы по программе детского сада. Умения воспринимать и понимать содержание и художественную форму литературного произведения, эмоционально откликаться на него. Умение различать жанры. Знание стихов, рекомендуемых для заучивания, выразительность их чтения.
7. Уровень подготовки детей к обучению грамоте: умение производить звуковой и слоговой анализ слов, словесного состава предложения.
- Педагогическая практика в группах дошкольного возраста
- Содержание педагогической практики в группах дошкольного возраста
- Задания педагогической практики в группах дошкольного возраста
- Педагогическая практика по специализации («Методика викладання української мови у дошкільному закладі»)
- Педагогическая практика по специализации («Методика преподавания в дошкольном учреждении крымскотатарского языка»)
- Задание педагогической практики по специализации: («Методика обучения крымскотатарскому языку в дошкольном заведении»)
- «Мектеп чагъынадже муэссиседе къырымтатар тилини огретюв методикасы » ихтисасы боюнджа педагогик амелияты.
- Приложения
- 1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
- 2. Принцип активности.
- 4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
- 5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия.
- Рекомендации к проведению занятий по изобразительной деятельности
- Формирование культурно-гигиенических навыков
- Приложение к педагогической практике по специализации методическое руководство развитием речи детей в дошкольных учреждениях
- Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста
- Обследование состояния грамматических навыков у детей
- Методика изучения связной речи
- Методика изучения уровня практического осознания элементов языка и речи
- Литература