logo
Разработка и апробация методики психологического консультирования агрессивных детей 2

2.2. Разработка и апробация методики.

В начале нашей работы над разработкой методики мы собирали диагностический материал, который позволил бы нам выявить агрессивность детей. Сюда вошли следующие методики:

Первый метод – это тест «несуществующего животного».

Это проективная методика исследования личности предложена М.З. Друзкевич в 1985г. Испытуемому в этой методике предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное мягким карандашом на чистом листе бумаги и назвать его несуществующем именем (см. Приложение №1).

  1. Второй метод – это наблюдение за поведением ребёнка в ходе игры.Для этого были отобраны две однотипные игры, смысл которых заключался в том, что каждый ребёнок подгруппы из десяти человек в определённый момент оставался в не игры. Ребёнку не хватало стула или кегли, когда после окончания каких либо движений давался сигнал, занять места или схватить кеглю, количество которых, на одну меньше чем детей. В ходе игры велось наблюдение за каждым ребёнком, и по специальной схеме отмечались агрессивные реакции детей (см. Приложение №2).

После общего обследования детей из всех имеющихся начальных классов (4кл. - в целом 65чел.) по указанным выше методикам, мы отобрали двадцать человек со средним и высоким уровнем агрессивности. Набранную группу мы разделили на две, по 10 человек в каждой,повторно замерив, уровень агрессивности для точности и сравнения в дальнейшем. С первой группой мы проводили психологическое консультирование по разработанной методике, а со второй не проводилось никаких занятий. После проведения упражнений мы снова провели диагностику агрессии, сравнив результаты до начала консультативной работы и после нее, у двух групп, в одной из которых проходила работа по снижению уровня агрессивности, а в другой - нет.

Ключевые элементы разработанной нами консультативной методики мы представили в таблице 1, в которой первый столбик будет связан с консультативными гипотезами, второй отражает диагностические методики для проверки консультативных гипотез, а третий – методы оказания воздействия.

Таблица 1.Основные блоки консультативной методики.

Психологическая проблема: Агрессивность ребёнка

Консультативные

гипотезы

Диагностические методики для проверки консультативных гипотез.

Методы оказания воздействия.

1. Агрессивность ребёнка обусловлена семейными факторами.

1. Методика: «Рисунок семьи».

1. Методика «каракули»:

Цель: создание непринуждённой обстановки, налаживание контакта, освобождение ребёнка от торможений и агрессии.

2. «Картина мира»:

Цель: Изучение индивидуальных особенностей образа мира. А так же личностного восприятия «своего мира», на сколько его восприятие негативное у данного ребёнка.

а) дефицит внимания по отношению к ребёнку.

2. Просмотр журнала и личного дела учащегося, беседа с учителем о семейном положении ребёнка.

3. «Соломенная башня»:

Цель: проследить структуру взаимоотношений в семье, насколько и родители и ребёнок проявляют признаки вербальной и не вербальной агрессии в присутствии других людей (консультанта).

4. «Портрет твоей семьи»:

Цель: вместе с ребёнком проиграть травмирующие и негативные моменты взаимоотношений между родителями и им самим.

б) Антисоциальное поведение родителей (агрессия по отношению друг к другу, ребёнку и окружающим).

в) Стиль семейного воспитания

(культ агрессии).

3. Отдельная беседа с родителями и ребёнком,

а так же сбор информации о материальном и социальном положении семьи.

5.Методика «рисование истории»:

Цель: укрепление связи между консультантом и клиентом (ребёнком), а так же осознание альтернативных чувств (иные, нежели агрессия)и способов поведения в разных жизненных ситуациях.

См. приложение № 5.

2. Агрессивность ребёнка обусловлена школьной дезадаптацией.

а)тревожность, неуверенность в себе.

б) психологическая несовместимость с классом, неумение общаться со сверстниками.

1. Наблюдение за ребёнком на уроке и перемене, беседа с учителем.

2. Тест выявления тревожности у ребёнка.

3.Тест «стиль педагогического общения».

4. «Социометрическая методика» (изучение межличностных отношений ребёнка с классом).

Тренинг «Страна понимания»:

Цель: Развитие коммуникативных способностей детей, посредством которых они научатся понимать других ребят и делать оценку своего негативного (агрессивного)поведения. Данные упражнения проводятся с 5 -6 детьми. Данный курс после четвёртого упражнения делится по специфике дезадаптации – для тревожных детей и для детей с психологической несовместимостью с классом

см. приложение № 3 .

3. Агрессивность ребёнка обусловлена низкими интеллектуальными способностями.

1. Методика «рисунок человека».

2.Тест Векслера на интеллектуальное развитее ребёнка.

1. Методика «Наши чувства»:

Цель:Ознакомить детей с положительными эмоциями, вербальным и не вербальным общением. Посредством отрегаирования негативного опыта, мы учим их справляться с агрессией (см. приложение № 4).

4. Агрессия вызвана просмотром видеофильмов, кино, компьютерных игр с элементами насилия.

1. Методика «свободный рисунок».

2.Беседа с родителями на тему увлечений ребёнка в его свободное от учёбы время.

1. Методика «маленький секрет»:

Цель: восстановление позитивного эмоционального состояния помогает детям избавляться от негативных импульсов и агрессивного поведения.

2. «Мои эмоции»:

Цель: ролевое проигрывание жизненных ситуаций, вживание в роль. Возникающие чувства и переживания учат детей искатьальтернативные варианты поведения, нежели агрессия.

3. «Театр из пластилина»:

Цель: выход агрессии, спровоцированный на кукол из пластилина (см. приложение

№ 4)

5. Агрессия обусловлена половой принадлежностью

( у мальчиков она всегда выше, чем у девочек).

  1. «Тест Руки»

Э. Вагнера (раздельное тестирование мальчиков и девочек).

1. Курс общей работы с мальчиками и девочками, направленный

на снижение агрессии

посредствам привития норм поведения принятых в современном обществе.

См. приложение №6.

Вот конкретные примеры работы с ребенком относительно каждой консультативной гипотезы.

  1. Саша Н. 7лет. В семье есть оба родителя.

Диагностика выявила агрессивность ребёнка, связанную с семейными факторами. Дефицит внимания по отношению к ребёнку, а так же агрессия родителей по отношению друг к другу. Мальчик в методике «рисунок семьи» нарисовал как бы два сюжета, это выяснилось после беседы с ним о его рисунке. С одной стороны, он как бы отдельно от своей семьи играет с машинками, загородившись от родителей которые о чём-то говорят. На вопрос о чём они говорят, мальчик ответил, что папа громко кричит, а он, что бы не слышать, ставит стулья, они похожи на длинную дорогу, по которой могут ездить его машинки.

Так же нами было выяснено из беседы с учителем, что Саша часто и в классе, если ему что-то не нравится, старается как-то от всех отвернуться и играть самостоятельно, если ему начинают мешать, например, отнимают игрушку, он очень злится и может зачинить драку с обидчиком. Но в то же время он как-то хочет привлечь к себе внимание, если первым выполнил задание, непременно тут же хочет его показать (тянет руку), когда класс идёт в столовую всегда стремится пойти за руку с учителем, и если кто-то препятствует этому, он обязательно отпихнёт, постарается завладеть рукой.

В консультативной работе с Сашей мы проводили следующие методики:

Методика «каракули»; Соломенная башня; Портрет твоей семьи; Методика «рисование истории» (приложение № 5).

Методика «каракули» помогла нам наладить с мальчиком контакт и создать доброжелательную, не принуждённую атмосферу. Мальчику было дано домашнее задание, которое он выполнил и принёс к следующей встрече. Оно помогло нам более открыто поговорить о том, что изображено и почему он нарисовал именно этот рисунок. Для наглядности опишем наши не вербальные наблюдения: На первой консультативной встрече ребёнок был замкнут, он сидел боком, слегка насупившись, и отнёсся к заданию без особого энтузиазма. Но в процессе нам удалось его заинтересовать тем, что нужно что-то увидеть важное в каракулях, какое-нибудь изображение, совместный поиск помог достичь заинтересованности, а совместная деятельность и моя помощь помогла добиться некоторого доверия со стороны мальчика. Задание на дом он воспринял благожелательно и пообещал обязательно его выполнить. К концу занятия у Саши слегка изменилось поведение, его поза была более открытой, а хмурый вид сменился на положительное восприятие действительности.

Методика «Соломенная башня» выполнялась Сашей в месте с родителями. Они были приглашены на сессию, и сними, предварительно была проведена консультация для увеличения сведений о жизни и индивидуальных чертах мальчика. После этого нами была предложена методика совместной работы семьи. По её окончании мы отметили следующие важные моменты:

  1. В семье лидирующую и управляющую функцию выполняет отец мальчика.

  2. Именно он организовывал процесс совместной работы, пользуясь приказным тоном, не требующим возражения.

  3. Если кто-то из членов семьи пытался предложить свои варианты, он выказывал признаки агрессии (игнорировал, возражал, говорил, повышая голос).

  4. Семья достигла конечной цели, построив нечто похожее на башню, однако атмосфера была не очень приятной, без удовлетворения результатом и отсутствия положительных эмоций и чувств. У мальчика ощущалось некоторая подавленность.

После этой сессии, на следующую консультацию мальчик приходил самостоятельно. С ним проводилась методика «Портрет твоей семьи».

Мы вместе с ребёнком проигрывали травмирующие моменты взаимоотношений между родителями и им самим (см. приложение № 5, методика «Портрет твоей семьи»). Данная методика включала в себе 4 занятия, в которых мальчику удалось проиграть жёсткость и категоричность своего отца, а так же понять, что ожидаемое внимание от отца можно заменить заботой о нём его мамы, т.к. она очень старается, что бы ему было хорошо и очень любит его.

По окончанию этих занятий мы провели консультацию с мамой Саши. У нас было с ней около трёх встреч. Мы постарались проанализировать причины замкнутости и «отгораживания» ребёнка от семьи, его взаимоотношения с папой. А так же и то, что можно реально попробовать изменить и сделать, что бы мальчик наименьшим способом испытывал не внимание к нему со стороны отца, подвергался давлению с его стороны и по возможности меньше присутствовал при ссорах родителей. Обсуждался вред всех этих факторов на нормальное развитие мальчика и его трудности из-за них.

На последних двух встречах с Сашей, мы провели методику «рисование истории», где мальчик самостоятельно смог изобразить разные концы одной и той же истории, которую он придумал, тем самым, поняв возможность альтернативных чувств и способов поведения в разных жизненных ситуациях. Некоторые рисунки есть в приложении №7, другая же часть находится, в связи с производственной необходимостью, на базе проведения практики – в школе №6 г. Лыткарино.

2. Второй рассматриваемый нами случай относится к школьной дезадабтации, вызванной психологической несовместимостью с классом и не развитостью навыков общения.

Маша К. семь с половиной лет. Воспитывает одна мама.

Диагностика осуществлялась посредством методики «несуществующее животное», методом наблюдения в ходе игры и «социометрии». Последний тест показал наименьшее количество выборов Марии в классе. Наши личные наблюдения и беседа с учителем подтверждают результаты тестов. Девочка мало общается со сверстниками, бывает погружена в себя, задумчива. В игре вела себя достаточно агрессивно, толкала детей, кричала, когда вышла из игры и даже начала плакать, потом надулась и просидела до конца соревнований одна в углу. Некоторые ребята пытались её утешить, но она только «отбрыкивалась».

Вместе с другими тремя детьми, отобранных из соседних классов для данного курса, прошла тренинг «Страна понимания». По началу у девочки возникали трудности в приобретении умения слушать и слышать других.

А так же в осмыслении своих поступков и некотором анализе того, что же она делала не так по отношению к другим детям.

Так же при беседе с мамой Маши, мы выяснили, что она мало бывает с девочкой, и они в основном общаются по поводу того, что ей и когда нужно сделать. Мама высказала сожаление, что не всегда, получается поговорить с ребёнком о его трудностях в школе и что она мало интересуется, с кем ребёнок дружит.

Поэтому мы постарались при проведении упражнений, направленных на развитие способности делиться своими переживаниями, уделить Маше особенное внимание. У других трёх ребят наблюдалась повышенная тревожность и неуверенность в себе, низкая самооценка. При проведении тренинга мы старались уделять несколько большее внимание тому ребёнку, у которого была та или иная проблема, а проводимое упражнение соответствовало её решению.Например, у Васи Р. заниженная самооценка, Упражнение «кораблик» нацелено на её повышение, соответственно Вася был главным героем и в самом начале и после того, как и все дети его проделали, то есть в конце.

После прохождения курса мы через месяц провели диагностику, воспользовавшись социометрической методикой. По её результатам мы заметили, что выборы относительно Маши несколько увеличились, она стала более открытой, подвижной и интересующейся тем, что её окружает с позитивной позиции.

Маме Маши были даны рекомендации постараться устроить её в

какой-нибудь детский кружёк, связанный с совместной деятельностью всей группы детей приходящих на занятия. Это может быть и лепка, и экибана, а так же какие-то классные мероприятие, например, совместный поход в театр или музей.

  1. Дима С. 7 лет. В семье присутствуют оба родителя.

Диагностика осуществлялась с использованием «теста Векслера и рисунка человека», а так же теста «несуществующее животное» и наблюдение в ходе игры. Мы провели беседу с учителем и просмотрели материалы, связанные с обучением ребёнка в школе.

Учитель отмечал драчливость мальчика, некоторую «бестолковость», заторможенность в выполнении школьных заданий, не внимательность, плохую память и т.д. При просмотре нами тетрадей мальчика отмечалась не чёткость линий, неумение правильно повторить те или иные фигуры, неряшливость. Тест Векслера и некоторые материалы, связанные с готовностью ребёнка к школьному бучению показали достаточно низкие интеллектуальные способности мальчика.

Нами была проведена в консультативных встречах группа упражнений, направленных на увеличение понимание эмоций и переживаний других людей, обсуждение и индивидуальное проигрывание ситуаций, где люди могут причинить боль друг другу и почему этого нельзя делать, а так же переживание своих позитивных чувств. Данные методики имели некоторое коррекционное воздействие, однако мы заметили, что их действие кратковременно. Поэтому считаем, что данный блок следует подвергнуть некоторой доработке, а так же увеличением коррекционных методик.

4. Ира А. 7 лет, имеется и мама и папа, однако большую часть времени с ребёнком последние полтора года проводит бабушка.

Ребёнок, по мнению родителей, стал более агрессивным, чем был раньше. Изменения были замечены после того, как девочка пошла в школу, а после находилась дома под присмотром бабушки. До этого она ходила в детский сад и проблем, по мнению родителей, никаких не наблюдалось. После беседы с родителями мы попросили пригласить бабушку на консультацию в целях получения более подробной информации о ребёнке.

Ирину же при нашей первой встрече мы попросили нарисовать рисунок на свободную тему, т.е. то, что она хочет, а так же воспользовались методикой «каракули» для налаживания более открытых и доверительных отношений. Несколько рисунков из тех, которых она изобразила, находятся в приложении №7. Девочка выполнила задания с интересом и достаточно быстро, была весела, и трудностей во взаимоотношениях практически не было.

Когда мы спросили, что же она изобразила, она сообщила, что это мотоцикл, на котором мужчина увозит девушку, как бы похищая её. В каракулях Ирина увидела злющую змею, которая собиралась проглотить человека. Сюжеты были достаточно интересными и красочными, мы заинтересовались, пытаясь выяснить, придумала ли она их сама или она где-то это уже видела. Оказалось, что часть сюжетов она видела в фильмах, добавляя к ним свою фантазию. Анализируя группу рисунков, которые она сделала за несколько консультативных встреч, и те, что принесла из дома, мы сделали вывод, что ребёнок большую часть времени проводит за просмотром телевизора и её в этом совсем не контролируют.

Наши выводы были подтверждены при беседе с бабушкой, она человек в возрасте и просто не справляется с девочкой, у Иры отсутствует так токовой режим и распорядок дня, она часто оказывается предоставленной сама себе.

Нами были проведены консультации с применением коррекционных методик и упражнений, которые описаны в приложении № 4.

В конце консультативных встреч мы пригласили родителей (пришла мама) для обсуждения результатов курса, а так же обсудили с ней, некоторые моменты, которые важны для девочки и её правильного развития.

  1. Это, конечно режим дня, т.е. когда и в какое время ребёнку нужно обедать, делать уроки и т.д.

  2. Внимательно следить за тем, что и когда смотрит ребёнок.

  1. Подумать о том, лучше ли ребёнку быть в группе продлённого дня или с няней, чем с пожилым человеком, который в силу возраста не в состоянии уследить за ребёнком и тем, чем он занимается.

    1. Результаты апробации.

До начала работы с детьми по разработанной методике, мы повторно замерили уровень агрессивности у отобранных двадцати человек испытуемых из общей группы обследуемых начальных классов (4 класса), поделив их на две группы – экспериментальную и контрольную, максимально уравняв обе группы по показателям пола, агрессивности детей.Далее с детьми экспериментальной группы мы провели работу по нашей методике, а дети из контрольной группы не подвергались в это время, никакому воздействию.

После окончания работы мы снова замерили уровень агрессивности в обеих группах. Различия между контрольной и экспериментальной группой в плане возможной динамики агрессивности отражены в таблицах 2 и 4.

Таблица 2.Результаты обследования до начала занятий.

Экспериментальная группадетей, с которыми будут проводиться занятия.

Контрольная группа, с которой не будет ни каких занятий.

Тест несущ. Жив.

Игра

Тест несущ. Жив.

Игра

От 10-15б.

1. Николай Р.

5б.

12 б.

1.Соня У.

8 б.

11 б.

2. Антон П.

7 б.

11 б.

2. Рома А.

7 б.

11 б.

3. Алексей О.

5 б.

13 б.

3. Ваня К.

6 б.

10 б.

4. Саша Н.

8 б.

10 б.

4. Вадим Л.

8 б.

13 б.

5. Маша К.

9 б.

14 б.

5. Рита Б.

5 б.

12 б.

6. Лена С.

6 б.

15 б.

6. Максим Н.

8 б.

14 б.

7. Дима С.

7 б.

12 б.

7. Витя Ж.

7 б.

15 б.

8. Ира А.

6 б.

15 б.

8. Наташа Т.

6 б.

13 б.

9. Миша У.

8 б.

14 б.

9. Ира С.

6 б.

12 б.

10. Стас Ф.

9 б.

13 б.

10. Артур З.

8 б.

15 б.

Таблица 3.Данные экспериментальной и контрольной группы детей

до апробации методики. Различий между группами практически нет.

(Значимость различий оценивалась с помощью T-критерия Стьюдента).

тесты

Эксперименталь-ная группа

Контрольная группа

t-критерий Стьюдента

уровень значимос-ти

Несуществующее животное

7

1,41

6,9

1,04

0,19

Не значимо

Игра

12,9

1,57

12,6

1,52

0,39

Не значимо

Таблица 4. Результаты обследования по диагностическим методикам после проведения занятий (итоговая диагностика).

Экспериментальная группадетей, с которыми проводились занятия.

Контрольная группа, с которой не проводилось ни каких занятий.

От 3-5б. Тест несущ. Жив.

Игра

От 5-10б.

От 5-8б. Тест несущ. Жив.

Игра

От 10-15б.

1. Николай Р.

3 б.

5 б.

1.Соня У.

6 б.

10 б.

2. Антон П.

4 б.

7 б.

2. Рома А.

7 б.

11 б.

3. Алексей О.

4 б.

8 б.

3. Ваня К.

6 б.

10 б.

4. Саша Н.

4 б.

7 б.

4. Вадим Л.

8 б.

12 б.

5. Маша К.

5 б.

6 б.

5. Рита Б.

6 б.

12 б.

6. Лена С.

3 б.

5 б.

6. Максим Н.

8 б.

14 б.

7. Дима С.

5 б.

9 б.

7. Витя Ж.

7 б.

14 б.

8. Ира А.

4 б.

6 б.

8. Наташа Т.

7 б.

13 б.

9. Миша У.

3 б.

5 б.

9. Ира С.

6 б.

11 б.

10. Стас Ф.

5 б.

9 б.

10. Артур З.

8 б.

15 б.

Таблица 5. Различия между экспериментальной и контрольной группами детей после апробации методики. Дети из экспериментальной группы стали менее агрессивными. Различия значимы на уровне значимости 0,001. (Значимость различий оценивалась с помощью T-критерия Стьюдента).

тесты

Эксперименталь-ная группа

Контрольная группа

t-критерий Стьюдента

уровень значимос-ти

Несуществующее животное

4

0,77

6,9

0,83

7,43136197

0.001

Игра

6,7

1,48

12,3

1,67

7,14307186

0.001

    1. Обсуждение результатов.

Проведя конечную диагностику и посчитав критерий Стьюдента, мы получили следующие результаты: экспериментальная группа показала значительное снижение уровня агрессивности. Так, например, в методике «несуществующее животное» во вторичной диагностике наблюдалось 6-8 элементов указывающих на агрессию (рога, зубы, когти и т.д.), а после проведения занятий и сбора данных, в конечной диагностике эти же показатели уменьшились до 1-3 элементов. Те же результаты наблюдались и в повторном проведении игры, дети с которыми проводилась работа, были менее агрессивны, более миролюбивы и доброжелательны по сравнению с контрольной группой.

Контрольная группа, где не проводились занятия, осталась практически без изменений.

Уровень значимости показывает наличие реального снижения агрессивности детей.Это подтверждает эффективность разработанной нами методики и то, что она может быть использована психологами в практической работе с детьми, уровень агрессии которых превышает допустимые нормы.