1.3. Портрет ученика начальной школы в условиях реформы образования
Красна птица перьем, а человек – ученьем9.
Русская пословица
Каким можно увидеть ученика через призму программы, попробуем представить. Чего, согласно программе, ребёнок должен достичь: • личностные результаты — 1) готовность и способность к саморазвитию. То есть, понимаем мы, у ребёнка есть свой план жизни. Замечательно? Неплохо.
2) сформированность мотивации к учению и познанию.
Расшифровываем: ребёнок не ждёт распоряжения родителей: «Садись делать уроки», учится не из-под палки, а сам понимает, что учиться всегда пригодится и соблюдает свой распорядок дня. Разве плохо? Отлично.
3) ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности. Сейчас мы и представляем самодостаточного ученика с собственным мировоззрением. Ведь мы и хотели бы таким ребёнка видеть.
Как видим, впервые планируются личностные результаты, а также сделан акцент на важность формирования универсальных общеучебных действий. Это метапредметные результаты.
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные). Что это значит? Ребёнок знает, где какую информацию по теме найти и что с ней делать. Как познавать этот мир самому. И самому в чём-то контролировать своё познание. Кроме того, ребёнок умеет общаться, ведь у него сформированы коммуникативные функции. Да ведь это не то что ребёнку, а и любому взрослому необходимо.
Третья группа предполагаемых результатов-
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Сохраняется традиция «Век живи, век учись». Но обращает на себя внимание практическая направленность учебной деятельности ребёнка – ориентация на применение знаний. Неплохо будет, если чей-то младший братишка поможет семье рассчитать количество рулонов для оклейки стен за вычетом площадей окон и дверей. Тогда российские ученики не будут занимать 30-е место из 60 в мире по решению задач практического характера, как теперь.В основе реализации основной образовательной программы лежит системно- деятельный подход, предполагающий: • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава. Действительно, ребёнок сегодня ребёнок, а завтра – взрослый. • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся. Учебное сотрудничество – замечательный идеал. Учитель и ученик – сотрудники, то есть выполняют одно, общее дело. Учитель – не контролёр в автобусе образования, а ученик – не «заяц». • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. В образовательных учреждениях теперь будет своя программа для общеобразовательных классов, своя – для коррекционных, своя – для нуждающихся в обучении на дому, своя – для классов-углублёнок. И имеется ещё один интересный пункт: • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия. Читай: растёт хозяин10.
Получается на портрете очень самостоятельный, творческий, самоорганизованный, знающий, готовый к преобразованию внешкольной социальной среды 11-летний человек. Наша радость и надежда.
Ничего пугающего в установках программы нет. Были бы хорошие учебники, интернет у каждого и учителя.
Но есть одна сложность. Этот замечательный «портрет», освоив все новации начальной школы с самоотверженным учителем начальной школы, переходит в 5 класс. И большое количество новых учителей ему скажут: «Готовься уже сейчас – годы пролетят незаметно – тебя ждёт ЕГЭ». Разве нужны благородные мысли по преобразованию своего района бланкам ЕГЭ? Или то, чего достиг ты в учебном сотрудничестве с одноклассниками и учителями, имеет значение в бумагах строгой отчётности? Только молчаливые предметные знания запросит эта бумага.
В программе одна идеология заложена, а в ЕГЭ – другая.
Время покажет, что будет. И, как говорится в абхазской пословице: «Образование – гость, а ум – хозяин». Пусть несмотря на разность подходов к вопросам, найдётся золотая середина.
- Оглавление
- Глава 1. Реформа российского образования последнего
- Глава 2. Нестандартные теории мирового сообщества,
- Глава 3. Что век грядущий нам готовит?…………….……….........54
- Введение
- Глава 1. Реформа российского образования последнего десятилетия. Портрет героя реформы образования
- 1.1. Портрет блогера
- 1.2. Портрет журналиста
- 1.3. Портрет ученика начальной школы в условиях реформы образования
- 1.4. Портрет учителя в условиях реформы образования
- 2 Глава. Нестандартные теории мирового сообщества, помогающие составить портрет нового будущего образования исходя из проблем образования сегодняшнего;
- 2.1.Концепции Кена Робинсона
- 2.2. «Сибирские вузы: от Наполеонов до слияний» Исторический взгляд Сергея Шмидта на вопрос «исчезновения» вуЗов
- 2.3. Проект « Гуманитарное образование в условиях социальной модернизации» в Сибири
- 2.4. Школы убивают креативность
- 2.5Вырастить маленьких гениев и по-настоящему образованных современных людей.
- Михаил Казиник о современном образовании и о школе будущего
- 2.6. Профессор кафедры возрастной психологии мгппу Катерина Поливанова о том, что не так в нашей школе
- 2.7. «Школа для всех» Евгения Александровича Ямбурга. Москва
- 2.8. Сравнительная характеристика проблем образования в России и мире по результатам теоретического анализа:
- Глава 3. Что век грядущий нам готовит
- 3.1. Во что играют наши дети
- 3.2.Пусть играют в школе (в школах Москвы тестируют электронные учебники)
- 3.3.Программа «Будущая школа Финляндии»
- 3.4.Дети реформируют школу. Блог школьного всезнайки.
- 3.5. Школа завтра не нужна
- 3.6. Версии современников: что станет с образованием - обобщение
- Заключение
- Статьи из научных периодических изданий
- Статьи из периодической печати, касающиеся исследуемой тематики
- Нормативные акты и документы
- Электронные ресурсы
- Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку. Видео