3.3.Программа «Будущая школа Финляндии»
Финские дизайнеры, учителя и школьные администраторы полагают, что с помощью архитектуры и дизайна можно сделать захолустную школу центром городской жизни, а классы-трансформеры с подвижными стенами, круглыми столами, диванами и пуфиками повысят успеваемость учеников. Корреспондент «РР» пообщалась с авторами образовательного эксперимента, приехавшими в Москву делиться опытом. В Русском Репортере публикуется статья «Новая школа без доски и без тоски». Из диалога с журналистами Паси Матилла, директора образовательной компании Finpeda и инициатора национальной программы «Будущая школа Финляндии», мы получаем информацию о реформе образования в Северной европейской стране:
— Традиционная организация школьного класса, где парты стоят рядами, а учитель — перед учениками, подразумевает коммуникацию в одну сторону, от учителя к ученику, — объясняет Паси Маттила47.
— Традиционный класс, во-первых, ограничивает количество учеников, во-вторых, целенаправленно прерывает коммуникацию между ними, в-третьих, ученики в нем сидят в одной позе. Каждый сидит, как хочет и где хочет, а общение между учениками во время урока поощряется48.
Такие школы появились в ходе школьной реформы, начатой в Финляндии три года назад. Из интервью и статьи в РР мы узнаём, что до этого финское школьное образование, как и российское, на 90% состояло из лекционного обучения «от учителя к ученикам». Что изменилось за три года?архив пресс-службы В новых финских школах пространство ориентировано не на учителя, а на ученика. Им не надо смотреть на доску — теперь большинство уроков строится на командно-проектной работе: ученики группируются, например, вокруг микроскопа, а между столами ходит учитель и координирует работу групп. На офисном стуле на колесиках, отрегулированном по росту школьника, можно откатиться в любой конец класса. Желающие могут прилечь на диванчик, придвинув к себе приставной столик для ноутбука. Если хочется устроиться на диване, но в компании, несколько столиков сдвигаются в большой стол. А роль классной доски выполняет ноутбук, подключенный к общей сети.
Кроме того, не все занятия проходят в школе, образовательной средой считается весь финский город. Само же школьное здание — многопрофильное, по вечерам там проходят выставки и семинары, в том числе и для взрослых.
— Финские реформаторы хотят организовать среду, где школьники будут учиться по желанию, а не по необходимости, — говорит Паси Маттила. — Иначе невозможно реализовать наш принцип «учись всю жизнь». Еще один принцип — «обучение + развлечение». В коридорах тоже сделано все, чтобы школьники не носились без дела, а как-то самоорганизовывались: медиахоллы, столы, диваны49.
Пустые коридоры — выбрасывание денег на отопление. Создайте пространство для командной работы! — взывает Маттила.
Из описания одной из новых школ (школа Кирккоярви в Эспоо, городе-спутнике Хельсинки) мы узнаём, что эта школа муниципальная, бесплатная, она была спроектирована в рамках образовательной реформы компанией Verstas Architects в рабочем мигрантском районе. Конкурс архитектурных проектов компания выиграла у 69 конкурентов. архив пресс-службы Школа Кирккоярви открылась в 2010г. и уже успела победить в престижном конкурсе International Architecture Awards. Помимо архитектурных здесь и другие достижения: у 770 здешних учеников самые лучшие показатели успеваемости в Финляндии, хотя школа находится в мигрантском районе, где дети говорят на 19 разных языках, а вокруг школы стоят однотипные панельные дома.
— До ее появления это был мертвый микрорайон, — рассказывает «РР» Йусси Палва, архитектор из компании Verstas Architects, работавший над проектом. — И когда в его центре появилась необычная школа, она тут же стала центром общественной жизни. Люди к ней потянулись, некоторые даже переехали к ней поближе, вокруг разбили красивые скверы, 10 тысяч квадратных метров изогнутого бумерангом здания, отапливаемого «зеленой энергией»: геотермальный насос, солнечные батареи и окна во всю южную стену. Сюда приехали хорошие учителя, которые хотели работать в помещении, соответствующем их профессиональному уровню. У нас-то сначала изменились принципы педагогики, а уже потом появился запрос на изменение учебного пространства, — объясняет Вайно. — Это не для красоты делалось, а для функциональности. Преподаватели изначально были готовы изменить свои методы обучения50.
Нужен новый менталитет педагога. По сути, именно педагог должен «заказывать» изменения.
Ученики Кирккоярви приезжают в школу на скейтах, играют на переменах на гитаре, ходят в рубашках навыпуск и могут быть сколь угодно лохматыми — никто не прикажет им: «Причешись!»
Архитектор компании Verstas Architects Йусси Палва
архив пресс-службы
Отношение к ребенку позитивное, считается, что дети хотят добра себе и другим, — говорит Йусси Палва. — Когда на школьника смотрят так, будто он априори виновен и заведомо ведет себя не так, его внутреннее напряжение прорывается в виде хулиганства. Мы же вместо этого делегируем ему ответственность за свое обучение и поведение. Нет никаких охранников и рамок металлоискателей.
Архитектор компании Verstas Architects Вайно Никкила
архив пресс-службы
Все новые школы у нас строятся исходя из новой концепции образования: разные пространства для разных предметов.
архив пресс-службы
— Окончательные результаты учебного процесса будут понятны только через годы. Но в любом случае хороший дизайн школьного пространства мотивирует учиться, — уверяет наш собеседник. — Если учитель каждый день приходит в красивую школу, он гордится тем, что он здесь работает. И дети тоже думают: «Да, значит, я заслужил право учиться в такой школе». Для ребенка такая школа — серьезная мотивация стать успешным в дальнейшей жизни51.
Надеемся, что опыт, накопленный финнами, в адаптированном виде станет возможен в будущем и в России. Реформы по-российски выглядят, как мы наблюдаем, иначе. Но может, в России и должно быть иначе, и реформы, которые изменят всю систему образования, пойдут не сверху, от правительства, а снизу, от учеников?
- Оглавление
- Глава 1. Реформа российского образования последнего
- Глава 2. Нестандартные теории мирового сообщества,
- Глава 3. Что век грядущий нам готовит?…………….……….........54
- Введение
- Глава 1. Реформа российского образования последнего десятилетия. Портрет героя реформы образования
- 1.1. Портрет блогера
- 1.2. Портрет журналиста
- 1.3. Портрет ученика начальной школы в условиях реформы образования
- 1.4. Портрет учителя в условиях реформы образования
- 2 Глава. Нестандартные теории мирового сообщества, помогающие составить портрет нового будущего образования исходя из проблем образования сегодняшнего;
- 2.1.Концепции Кена Робинсона
- 2.2. «Сибирские вузы: от Наполеонов до слияний» Исторический взгляд Сергея Шмидта на вопрос «исчезновения» вуЗов
- 2.3. Проект « Гуманитарное образование в условиях социальной модернизации» в Сибири
- 2.4. Школы убивают креативность
- 2.5Вырастить маленьких гениев и по-настоящему образованных современных людей.
- Михаил Казиник о современном образовании и о школе будущего
- 2.6. Профессор кафедры возрастной психологии мгппу Катерина Поливанова о том, что не так в нашей школе
- 2.7. «Школа для всех» Евгения Александровича Ямбурга. Москва
- 2.8. Сравнительная характеристика проблем образования в России и мире по результатам теоретического анализа:
- Глава 3. Что век грядущий нам готовит
- 3.1. Во что играют наши дети
- 3.2.Пусть играют в школе (в школах Москвы тестируют электронные учебники)
- 3.3.Программа «Будущая школа Финляндии»
- 3.4.Дети реформируют школу. Блог школьного всезнайки.
- 3.5. Школа завтра не нужна
- 3.6. Версии современников: что станет с образованием - обобщение
- Заключение
- Статьи из научных периодических изданий
- Статьи из периодической печати, касающиеся исследуемой тематики
- Нормативные акты и документы
- Электронные ресурсы
- Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку. Видео