logo
Диплом Бизиковой Матрены

2.3. Проект « Гуманитарное образование в условиях социальной модернизации» в Сибири

В рамках проекта, организованного ЦНСИО, обозначены проблемы гуманитарного образования и социальной модернизации, например, в части «Гуманитарное образование и социальная модернизация» отмечается проблема соотношения региональных и центральных структур в образовании.

Из презентации проекта понятно, что очередной этап модернизации России предполагает изменение отношений между Центром и регионами. Указывается гиперцентрализация культурного и образовательного пространства как один из основных тормозов модернизации (наряду с концентрацией финансово-инвестиционных ресурсов). И как следствие, в свою очередь - "периферийный" характер гуманитарного образования в провинциальных университетах, «который поддерживает и воспроизводит социокультурную дистанцию "столица-периферия23".

В проекте вводится словосочетание « стигма провинциальности» как отрицательная особенность, присущая не центрам. «Стигма "провинциальности" приводит к тому, что региональное до сих пор рассматривается, преимущественно не в самоценности, а либо как противостоящее глобализации, либо как приложение к глобальному. В сибирских вузах "регионализация" гуманитарного образования означает до сих пор смещение исследовательского интереса к социально актуальной "местной" тематике, внимание к непосредственным зарубежным соседям и т.д24».

Отмечается, что последние 10-летия происходила коммерциализация образования. Ориентация на достиженческую стратегию привела в сибирских городах, как и в других регионах к доминированию вузов и факультетов, дающих узкоспециальную подготовку, прикладное и полезное знание, шансы конкурировать на рынке труда. Снижается ценность и "образования как такового", и общекультурного компонента вузовской подготовки. Усиливается конкуренция между вузами, их изоляция, корпоративная замкнутость. На гуманитарном образовании, универсальном и "бескорыстном" по природе, эти процессы сказываются отрицательно. Потребительство в высшем образовании усугубляется господством образовательных форм, предполагающих пассивную позицию обучающегося, отсутствие потребности в проектно-креативных и интерактивных, диалоговых методах познания. Существующие возможности автономии университетов реализуются формально - считают участники проекта в Сибири. «Качественным может быть признано то образование, которое повышает жизненные шансы получивших его, создает актуальный набор ресурсов личностной и профессиональной самореализации как основа непрерывного образования25». Сотрудники ЦНСИО с участием преподавателей, аспирантов и студентов-дипломников из Иркутского госуниверситета осуществили в рамках проекта несколько исследовательских подпроектов (коллективных и индивидуальных). Из отчёта понятно, каким образом осуществлялась деятельность участников проекта. В период с марта 2007 г. по сентябрь 2009г. было проведено 38 методологических и научно-практических семинаров как на базе ЦНСИО, так и на базе университетов в Новосибирске, Барнауле, Красноярске, Усть-Илимске, Братске. Семинары были направлены на продвижение самих исследований: "Современность в зеркале рефлексии: язык, культура, образование26 ". В опубликованных материалах конференции результаты исследования ЦНСИО представлены как раздел "Образование в новой реальности". Предварительные результаты направления "Динамика смыслов гуманитарного образования" были также представлены на Международном симпозиуме "Пути России" в январе 2009г.27 22-23 мая 2009 г. в Иркутске состоялась итоговая научная конференция "Гуманитарное образование в условиях социальной модернизации" (50 участников). В работе конференции приняли участие коллеги и партнеры из Санкт-Петербурга, Улан-Удэ, Томска, Новосибирска, Барнаула, Кемерово, Братска, а также преподаватели, аспиранты и студенты вузов Иркутска28. Модель исследовательско-образовательной программы позволила не только объединить преподавателей и аспирантов, занимающихся данной тематикой, но и "развернуть" партнерские факультеты к "местной" тематике как ресурсу для современной научной и образовательной работы.