2.3. Проект « Гуманитарное образование в условиях социальной модернизации» в Сибири
В рамках проекта, организованного ЦНСИО, обозначены проблемы гуманитарного образования и социальной модернизации, например, в части «Гуманитарное образование и социальная модернизация» отмечается проблема соотношения региональных и центральных структур в образовании.
Из презентации проекта понятно, что очередной этап модернизации России предполагает изменение отношений между Центром и регионами. Указывается гиперцентрализация культурного и образовательного пространства как один из основных тормозов модернизации (наряду с концентрацией финансово-инвестиционных ресурсов). И как следствие, в свою очередь - "периферийный" характер гуманитарного образования в провинциальных университетах, «который поддерживает и воспроизводит социокультурную дистанцию "столица-периферия23".
В проекте вводится словосочетание « стигма провинциальности» как отрицательная особенность, присущая не центрам. «Стигма "провинциальности" приводит к тому, что региональное до сих пор рассматривается, преимущественно не в самоценности, а либо как противостоящее глобализации, либо как приложение к глобальному. В сибирских вузах "регионализация" гуманитарного образования означает до сих пор смещение исследовательского интереса к социально актуальной "местной" тематике, внимание к непосредственным зарубежным соседям и т.д24».
Отмечается, что последние 10-летия происходила коммерциализация образования. Ориентация на достиженческую стратегию привела в сибирских городах, как и в других регионах к доминированию вузов и факультетов, дающих узкоспециальную подготовку, прикладное и полезное знание, шансы конкурировать на рынке труда. Снижается ценность и "образования как такового", и общекультурного компонента вузовской подготовки. Усиливается конкуренция между вузами, их изоляция, корпоративная замкнутость. На гуманитарном образовании, универсальном и "бескорыстном" по природе, эти процессы сказываются отрицательно. Потребительство в высшем образовании усугубляется господством образовательных форм, предполагающих пассивную позицию обучающегося, отсутствие потребности в проектно-креативных и интерактивных, диалоговых методах познания. Существующие возможности автономии университетов реализуются формально - считают участники проекта в Сибири. «Качественным может быть признано то образование, которое повышает жизненные шансы получивших его, создает актуальный набор ресурсов личностной и профессиональной самореализации как основа непрерывного образования25». Сотрудники ЦНСИО с участием преподавателей, аспирантов и студентов-дипломников из Иркутского госуниверситета осуществили в рамках проекта несколько исследовательских подпроектов (коллективных и индивидуальных). Из отчёта понятно, каким образом осуществлялась деятельность участников проекта. В период с марта 2007 г. по сентябрь 2009г. было проведено 38 методологических и научно-практических семинаров как на базе ЦНСИО, так и на базе университетов в Новосибирске, Барнауле, Красноярске, Усть-Илимске, Братске. Семинары были направлены на продвижение самих исследований: "Современность в зеркале рефлексии: язык, культура, образование26 ". В опубликованных материалах конференции результаты исследования ЦНСИО представлены как раздел "Образование в новой реальности". Предварительные результаты направления "Динамика смыслов гуманитарного образования" были также представлены на Международном симпозиуме "Пути России" в январе 2009г.27 22-23 мая 2009 г. в Иркутске состоялась итоговая научная конференция "Гуманитарное образование в условиях социальной модернизации" (50 участников). В работе конференции приняли участие коллеги и партнеры из Санкт-Петербурга, Улан-Удэ, Томска, Новосибирска, Барнаула, Кемерово, Братска, а также преподаватели, аспиранты и студенты вузов Иркутска28. Модель исследовательско-образовательной программы позволила не только объединить преподавателей и аспирантов, занимающихся данной тематикой, но и "развернуть" партнерские факультеты к "местной" тематике как ресурсу для современной научной и образовательной работы. |
|
|
- Оглавление
- Глава 1. Реформа российского образования последнего
- Глава 2. Нестандартные теории мирового сообщества,
- Глава 3. Что век грядущий нам готовит?…………….……….........54
- Введение
- Глава 1. Реформа российского образования последнего десятилетия. Портрет героя реформы образования
- 1.1. Портрет блогера
- 1.2. Портрет журналиста
- 1.3. Портрет ученика начальной школы в условиях реформы образования
- 1.4. Портрет учителя в условиях реформы образования
- 2 Глава. Нестандартные теории мирового сообщества, помогающие составить портрет нового будущего образования исходя из проблем образования сегодняшнего;
- 2.1.Концепции Кена Робинсона
- 2.2. «Сибирские вузы: от Наполеонов до слияний» Исторический взгляд Сергея Шмидта на вопрос «исчезновения» вуЗов
- 2.3. Проект « Гуманитарное образование в условиях социальной модернизации» в Сибири
- 2.4. Школы убивают креативность
- 2.5Вырастить маленьких гениев и по-настоящему образованных современных людей.
- Михаил Казиник о современном образовании и о школе будущего
- 2.6. Профессор кафедры возрастной психологии мгппу Катерина Поливанова о том, что не так в нашей школе
- 2.7. «Школа для всех» Евгения Александровича Ямбурга. Москва
- 2.8. Сравнительная характеристика проблем образования в России и мире по результатам теоретического анализа:
- Глава 3. Что век грядущий нам готовит
- 3.1. Во что играют наши дети
- 3.2.Пусть играют в школе (в школах Москвы тестируют электронные учебники)
- 3.3.Программа «Будущая школа Финляндии»
- 3.4.Дети реформируют школу. Блог школьного всезнайки.
- 3.5. Школа завтра не нужна
- 3.6. Версии современников: что станет с образованием - обобщение
- Заключение
- Статьи из научных периодических изданий
- Статьи из периодической печати, касающиеся исследуемой тематики
- Нормативные акты и документы
- Электронные ресурсы
- Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку. Видео