Заключение
Я пыталась составить портрет современного человека, но не «списывала» его с себя. По окончании же работы получила и свой портрет, поскольку я – человек нашего времени. Суперчеловеком себя всё же не считаю. Даже если все описанные проблемы будут решены, неизбежно появятся новые проблемы.
Представим себе, что решилась бы проблема индивидуализации в системном образовании. Но не ждёт ли человечество другая проблема, например, проблема крайнего индивидуализма, когда станет трудно человеку находиться хоть в каком малом коллективе, может быть даже в семье, в производственном коллективе… Интересно, что пока ни в одном изученном документе мы не видели обозначения проблемы коллективизма…
Так что стать суперчеловеком – это, наверное, постоянный идеал человека.
И поставленная в работе цель – провести поиск ответа на вопрос, при решении каких проблем российского образования возможно создание условий для успешной самореализации в жизни конкурентноспособных членов общества –выполнена.
Мы отследили через тему «Проблемы российского образования на страницах современных СМИ» только часть важных проблем, и это проблемы сегодняшние. И наше время – время больших перемен.
Но мы понимаем, что могут иметь место в жизни и образовательные проблемы личностные, свойственные отдельным людям или группам (обучение инвалидов, например, или повышение квалификации педагогических кадров); и проблемы какой-то отдалённой сельской школы…И эти проблемы хотя будут носить локальный характер, но могут быть очень важными.
Через тему диплома мы отслеживали лишь общие тенденции изменения в системе образования, связанные с изменением человека в обществе и самого общества. К каким же выводам мы пришли?
Гипотеза: «Чтобы человек становился суперчеловеком, образование должно становиться суперобразованием» подтверждается работой, так как на ряде примеров мы видели, что в результате системного изменения в образовании происходят изменения личности человека.
Наверное, самым ярким образцом можно считать опыт финских школ. В мигрантских районах при изменении статуса школ и их дизайна, при изменении менталитета преподавательского состава изменилась и функциональность школы. Школа – место, где доверяют ребёнку, где создают активную рабочую обстановку - стала местом успеха ребёнка. Экспериментальные школы добились лучших результатов в качестве образования среди школ Финляндии. Вот это реформа! Материал был предложен в главе «Что век грядущий нам готовит».
Мы изучали самые нестандартные теории мирового сообщества, помогающие составить портрет нового будущего образования исходя из проблем образования сегодняшнего. Используя теоретический метод системного анализа, метод обобщения, пытались ответить на вопрос, что нужно обществу: реформа данной системы образования или создание новой системы образования? Как оценивают теоретики образования реформы образования?
Самой системной нам кажется концепция Кена Робинсона (Ken Robinson) в вопросах осмысления проблем образования. Главные постулаты его теории звучат так:
Существующая система образования уже не соответствует реальным нуждам экономики. Та система образования, которую сейчас настойчиво пытаются реформировать во всех индустриальных странах, была внедрена в жизнь в конце 18 – в 19 веке, чтобы удовлетворять потребности той эпохи, эпохи индустриализма, когда ручной труд составлял 80%, а умственный 20% . Эпоха прошла. В мире сейчас активно развиваются бизнесы, связанные с интеллектуальным трудом: различные формы искусства, разработка программного обеспечения, развитие науки и технологий. В этих областях идеи ценятся превыше всего. Многие страны уже начинают понимать, что будущее благосостояние их экономик зависит от потока инноваций, способность творчески мыслить становится важнее формального образования.
Креативность – не роскошь, а средство выживания! Очень сложно найти людей, которые могли бы принимать хорошие решения в неустойчивые времена.
В современной системе образования главная проблема - одержимость стандартизированными тестами, которые делают неактуальным становление креативности мышления. Дело не в том, что мы не должны повышать стандарты. Стандартизация – враг инноваций. Потому что стандарты очень узки и порождают атмосферу страха и избегания риска.
Цифры безработных выпускников университетов сегодня постоянно растут. Да, они могут найти работу и зарплату, но не эквивалентную их образованию. И это не их проблема, это проблема общего обесценивания традиционного академического образования, инфляция дипломов.
Вывод автора про образование таков: Мы все рождаемся с огромными естественными талантами, но наши образовательные учреждения склонны душить многие из них. Такая растрата талантов происходит из-за нескольких факторов: узкое сосредоточение на нескольких академических предметах, вытеснение из школ творческих и гуманитарных предметов, сухое преподавание математики и науки, одержимость стандартизированными тестами и, обусловленная финансированием, необходимость учить для тестов. Должны внедряться органические принципы экологии в образовании.
Таким образом, образование ждут неизбежные (эволюционные они или революционные) перемены. Данная система будет реформироваться и реформироваться, пока не достигнет предела и на смену ей придёт другая система образования.
Разные страны – схожие проблемы в образовании? Используя теоретический метод критического анализа, мы прослеживали по материалам российской прессы, какие проблемы из признанных в мире, приоритетны в СМИ РФ. (2011-2014гг.)
Общие проблемы в образовании, «добытые» в недрах материалов СМИ, можно представить в виде таблицы соотношения проблем в образовании в России и других странах. Обратим внимание, что мы не претендуем на охват всех проблем и не опираемся на статистические данные, а только на аналитические, причём ограниченного числа авторов. Но при этом мы используем типичные высказывания, встречающиеся чаще других в СМИ. То есть мы представляем не объективное, а субъективное мнение, сформировавшееся после изучения материалов СМИ последнего десятилетия.
№ | Проблема образования | В России | В мире | Вывод |
| Существующая система образования уже не соответствует реальным нуждам экономики | + | + | совпадение |
| Проблема общего обесценивания традиционного академического образования, инфляция дипломов | + | + | совпадение |
| Проблема соотношения региональных и центральных структур в образовании.
| + | - | расхождение |
| Идея одновозрастного класса невалидна | + | + | совпадение |
| Учитель давно перестал быть единственным источником информации | + | + | совпадение |
| Проблема статуса учителя в РФ, его материального благополучия | + |
| расхождение |
Школа в будущем неизбежно изменится. Изучение эффективности продукта творческой образовательной деятельности разных стран и экспериментов в области образования позволили отыскать модели школы будущего и понять предназначение образования в будущем. (2011-2014гг.) Если проанализировать форсайт-прогноз Агентства стратегических инициатив54, то уже к 2030 году ВУЗ превратится в холдинг студентов, основная форма взаимодействия в школах станет сотрудничество и с возрастом спрос на образование будет расти:
Высшее образование | |
2010г.Студенты учатся | 2030г. «Студенты» используют пространство университета как ресурс для саморазвития в целях познания мира, профессионального роста и бизнеса. |
Профессора учат | Профессионалы формируют себе команду |
Вуз как структура, независимая от студентов | Вуз как «холдинг студентов» |
Среднее образование | |
2010г. | 2030г. |
Школьная система | «Школа» как множество форм обучения |
Учителя учат учеников | Учителя как наставники, «ученики» и «учителя» взаимно обучаются |
Профессиональные педагоги | Профессионалы как педагоги |
Школа (традиционная)- «для жизни» | (традиционная)школа-для неудачников |
Школа на всю жизнь | |
2010г.Прагматичное образование. Образование как обучение. | 2030г. Образование как способ жизни. Нахождение аутентичности. |
С возрастом снижение спроса на образование | С возрастом повышение спроса на образование |
Образование происходит вне семьи | Семья объединяется через образование |
Школа (традиционная)- «для жизни» | (традиционная) школа-для неудачников |
Аналитики АСИ предрекают, что образование будущего станет совершенно иным. Университет и школа станут единым сообществом, где все чему-то обучаются друг у друга, все помогают друг другу развиваться, появятся университеты миллиардов, действующие через интернет.
Уже сейчас происходит неизбежное изменение образования и в России: как под внешним воздействием сверху - властей, так и снизу под действием внутренней мотивации - учениками.
- С 2011года идёт реформа в школах по внедрению ФГОС нового поколения;
- Школьник из Питера Сергей Абрамов 16-ти лет создаёт свое СМИ и становится голосом подростков через сайт «Блог школьного всезнайки». . Там публикуются новости науки по основным школьным предметам, обзоры образовательных ресурсов, и все это Сергей делает в одиночку. Он находит спонсоров, подключает 5 тысяч школ к системе вебинаров, а теперь хочет менять систему образования и добиваться, чтобы право голоса человек получал в 16 лет;
- В Москве утверждается список электронных учебников, которые в период с февраля 2013 и до конца учебного года проходят тестирование на практике и т. д.
Реформы происходят во всех развитых индустриальных странах мира, в России, в том числе.
Список использованной литературы
Книги
1)Казиник М.С. «Тайны гениев» Издательство «Новый Акрополь. М.:2011. – 265-306 с.
2)Робинсон К. «Образование против таланта» Издательство: "Манн, Иванов и Фербер" М.: 2012. –265-306 с.
- Оглавление
- Глава 1. Реформа российского образования последнего
- Глава 2. Нестандартные теории мирового сообщества,
- Глава 3. Что век грядущий нам готовит?…………….……….........54
- Введение
- Глава 1. Реформа российского образования последнего десятилетия. Портрет героя реформы образования
- 1.1. Портрет блогера
- 1.2. Портрет журналиста
- 1.3. Портрет ученика начальной школы в условиях реформы образования
- 1.4. Портрет учителя в условиях реформы образования
- 2 Глава. Нестандартные теории мирового сообщества, помогающие составить портрет нового будущего образования исходя из проблем образования сегодняшнего;
- 2.1.Концепции Кена Робинсона
- 2.2. «Сибирские вузы: от Наполеонов до слияний» Исторический взгляд Сергея Шмидта на вопрос «исчезновения» вуЗов
- 2.3. Проект « Гуманитарное образование в условиях социальной модернизации» в Сибири
- 2.4. Школы убивают креативность
- 2.5Вырастить маленьких гениев и по-настоящему образованных современных людей.
- Михаил Казиник о современном образовании и о школе будущего
- 2.6. Профессор кафедры возрастной психологии мгппу Катерина Поливанова о том, что не так в нашей школе
- 2.7. «Школа для всех» Евгения Александровича Ямбурга. Москва
- 2.8. Сравнительная характеристика проблем образования в России и мире по результатам теоретического анализа:
- Глава 3. Что век грядущий нам готовит
- 3.1. Во что играют наши дети
- 3.2.Пусть играют в школе (в школах Москвы тестируют электронные учебники)
- 3.3.Программа «Будущая школа Финляндии»
- 3.4.Дети реформируют школу. Блог школьного всезнайки.
- 3.5. Школа завтра не нужна
- 3.6. Версии современников: что станет с образованием - обобщение
- Заключение
- Статьи из научных периодических изданий
- Статьи из периодической печати, касающиеся исследуемой тематики
- Нормативные акты и документы
- Электронные ресурсы
- Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку. Видео