logo
Диплом Бизиковой Матрены

2.7. «Школа для всех» Евгения Александровича Ямбурга. Москва

Евгений Александрович Ямбург — заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор московского Центра образования № 109. Разработчик и автор адаптивной модели школы, книг «Школа для всех», «Педагогический ­декамерон» пытается найти компромисс между интеграцией и дифференциацией в школе в виде ИНДИФИИ. Это одна из горячих точек среди других проблем школы, о которых ниже.

Евгению Ямбургу пришлось стать не только педагогом, но и менеджером от образования. Все ли учителя — неудачники? Что происходит сегодня с детьми и можно ли любить школу — об этом рассказывает Евгений Ямбург:

«Сегодня детей надо удивлять. Детям всё равно, кто я – доктор наук, академик, профессор и так далее. Образно говоря, каждый раз в класс ты входишь голым, и должен доказывать, что ты не медведь. И поскольку учитель давно перестал быть единственным источником информации, то – должна быть харизма. Или тебя будут выносить из класса.

Как он умел казаться новым,

Шутя невинность изумлять…

Понимаете, это очень сложно. Но возможно.

Как изменились дети и родители?

Сегодня, когда маленькой четырёх с половиной летней девочке показываешь книжку – а у нас тут детский сад в центре образования, — она делает на книге характерное движение пальчиками и удивляется, почему изображение не расширяется. Конечно, это уже цифровое поколение, и есть некоторые способы восприятия, которые меняются. Внутренне они намного свободнее, чем мы, что мне, например, очень нравится. С другой стороны, они часто – более бесцеремонные, что не может не ранить душу старого учителя.

Кстати говоря, понятие возраста очень относительно. (Не единичное выказывание). Я знаю семидесятилетних учительниц, у которых горят глаза, и двадцатипятилетних с тухлыми глазами – это не возрастная категория.

«Сдать ребёнка на сохранение» — это такой тренд. И потом – школу сегодня превратили в продавца образовательных услуг, что на самом деле несовместимо с творчеством – ни с художественным, ни с педагогическим. И в этом смысле позиция, что «клиент всегда прав» меня тоже не устраивает.

В чём сильная сторона дифференциации? Можно оказать помощь ребёнку – предметную, реальную, с учётом его развития во всех сферах – интеллектуальной и эмоциональной. В чём отрицательная сторона? Это ощущение неполноценности, второсортности и всё такое.

В чём сильная сторона интеграции? Это толерантно, это политкорректно, это не создаёт ощущение второсортности у одних и завышенной самооценки у других. Но реальную помощь оказать нельзя.

Поэтому сегодня в мире – и я – один из тех, кто это продвигает, — есть понятие «индифия». Это гибкое сочетание интеграции и дифференциации – не «или — или», а «и — и». Даже один и тот же ребёнок на разных стадиях развития и обучения требует то дифференциации, то интеграции. Потому что есть, например, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Говорить такому ребёнку: «будь внимателен», — это всё равно, что сказать слепому: «присмотрись», — там нужны специальные технологии. И лучше маленькие классы. Хотя интеллект у него сохранен.

Ещё Чехов говорил, что «нищий учитель – позор для страны». Но, поскольку сумма средств на образование в большинстве регионов осталась та же, то повысили часто за счёт того, что из школы убирали так называемых «лишних» людей – дефектологов, психологов, логопедов. А это большая беда. Потому что помогать нужно всем детям, но очень прицельно понимая, в чём их проблемы41».

Ямбург как-то признался, что за прошлый учебный год он практически наизусть выучил проект закона «Об образовании» — так часто его просили высказать о нем свое мнение. Одна из его претензий к законопроекту — он «плохой, не учитывает современную ситуацию, когда в школу приходят 85% детей с различными заболеваниями.

«Таким образом сегодняшняя ситуация в российской школе какова? - не реформа образования, а реформа ­экономики образования. С одной стороны, государство говорит: «Образование должно быть бесплатным». Но тут же ­говорит школам: «Не сидите на шее у государства». Учителя превращают из наставника в продавца услуг. «Сокращают в первую очередь столь нужных психологов и дефектологов — не математика же –сокращать42»!

В высказываниях российского автора мы проследили сходство с мнением американского автора в следующем:

1) Стандарты не стимулируют творчество;

2) Современное поколение детей – это цифровое поколение;

3) Учитель давно перестал быть единственным источником информации;

4) Понятие возраста очень относительно;

5) Школу сегодня превратили в продавца образовательных услуг