Тема 13. Влияние юношеской, подростковой субкультуры на организацию воспитания подрастающего поколения в обществе.
«Субкультура – это особая форма организации людей (чаще всего молодежи)- автономное целостное образование внутри общей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами»1. Это относительно целостное явление, которое включает в себя ряд ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений, статусную структуру, предпочитаемые источники информации, специфические увлечения, вкусы и способы время препровождения, жаргон, фольклор. Субкультура характеризуется так же необходимостью соблюдения норм внутригруппового этикета, регламентирующего стиль поведения и одежды, что позволяет поддерживать в этом кругу определенную психологическую атмосферу. Именно субкультура становится той воспитывающей средой для подростка, тем окружением, которое он воспринимает, на которое он реагирует, с которым взаимодействует. Подростковая субкультура становится культурным пространством и кругом общения подростковых сообществ, помогающим им адаптироваться в социуме и создать свои автономные формы культурной активности. Потребностью подростка является «самоопределение в культуре», которое и происходит в результате выбора им значимой субкультуры. Определение подростком себя в обществе как личности есть определение себя (самоопределение, занятие активной позиции) относительно социокультурных ценностей, и тем самым - определение смысла своего существования. Таким образом, личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу. Ценности же задают ориентацию подростка на будущее. В современном обществе идет переоценка ценностей. Система ценностей, характеризующая субкультуру как воспитывающую среду, представляет собой результат той духовной работы, которая осуществляется всем сообществом и обуславливает становление ценностных ориентаций личности, проецируется в их сознании и поведении, создавая определенную шкалу ценностей поколения. В зависимости от содержания идей, взглядов субкультура может давать подростку установку на добро, высокие нравственные ценности, либо, напротив, формировать такие качества, как нигилизм, цинизм, потребительство. Деформация духовной жизни подрастающего поколения в большей мере способствует и проникновению по разным каналам в подростковую среду, например через средства массовой информации, бытовые контакты, стандартов повседневного поведения, не совместимых с традиционными ценностными ориентациями нашего общества. Поэтому важно сегодня говорить о становлении подростка как субъекта своей жизнедеятельности, способного не только принимать решения, но и нести ответственность за свой выбор. По В.Франклу, «ценности ведут и притягивают человека… у человека всегда имеется свобода: свобода делать выбор между принятием и отвержением предлагаемого, то есть между тем, осуществить потенциальный смысл или оставить его нереализованным».2 Самоопределение подростка в субкультуре рассматривается нами как поиск смысла, значимых ценностей. Обретая смысл своей деятельности, происходит «внутреннее ценностное строительство» подростка. Еще раз подчеркнем, что подростковая субкультура играет важную аксиологическую ценностную функцию в обществе, так как субкультуры - это мир ценностей, созданных или избранных различными сообществами подрастающего поколения вместе с правилами их создания, использования и трансляции будущим поколениям. Главная цель педагога заключается в необходимости помочь подростку определиться в условиях свободы в своем нравственном выборе, основанном на осмыслении жизни в культуре, субкультуре.
- Тема 3. Методология педагогической науки.
- Тема 5. Обучение как сотворчество учителя и ученика.
- Тема 7. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
- Тема 8. Фомы обучения и организации учебного процесса. Урок как основная форма организации обучения в школе.
- 3. Урок как основная форма организации обучения в школе
- Тема 5. Социальное воспитание как теоретико-прикладная проблема социальной педагогики.
- Тема 9. Современное состояние системы социального воспитания в России.
- Тема 12. Опыт социального воспитания личности в коллективе. Педагогика среды.
- Тема 13. Влияние юношеской, подростковой субкультуры на организацию воспитания подрастающего поколения в обществе.
- Тема 15. Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе.
- Тема 16. Общая характеристика социально-педагогической деятельности.
- Тема 10. Специфические методы социальной работы.
- Тема 14. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (консультирование, посредничество, социальное страхование).
- Тема 15. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (социальная опека и попечительство, социальное обеспечение).
- Тема 23. Частные технологии социальной работы. Особенности социальной защиты детства.
- Тема 1. Cущность понятий «технология», «методика», их иерархия и взаимосвязь.
- Тема 3. Должностные обязанности социального педагога
- Тема 12. Методика работы социального педагога в условиях детского дома, школы – интерната.
- Тема 14.Социально-педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями.
- Тема 19. Методика диагностики семьи и семейного воспитания.
- Тема 20. Диагностика социально-педагогической запущенности детей и подростков.
- Тема 21. Технология социально - педагогического разрешения конфликта.
- Тема 22. Технология социально – педагогической профилактики отклонений детей и подростков в образовательных учреждениях.