Тема 5. Обучение как сотворчество учителя и ученика.
Современную науку отличает всестороннее рассмотрение педагогической деятельности, что формирует систему целей воспитания, систему знаний, умений, навыков, систему методов обучения и воспитания.
Группа педагогических систем, предполагающая контакт с обучаемыми, состоит из педагогических систем в семье, в школе, в вузе, во внешних организациях и т.д.
Как основополагающая система, выделяется педагогический процесс. Процесс обучения– это не просто механическая совокупность основных элементов, а качественно новое, целостноеявление.
Целостный педагогический процесс:
отражает целенаправленные усилия людей по реализации педагогической деятельности;
систематизирует разрозненные факты, знания, умения и навыки, нормы поведения, необходимые для гармоничного развития личности в единый процесс.
Само слово «целостный» предполагает взаимодействие в педагогическом процессе основных видов деятельности (учебной, трудовой, физкультурной, бытовой, творческой).
Содержание целостного педагогического процесса составляют определенные образовательные стандарты, отражающие необходимый минимум обществоведческих знаний, трудовых умений и навыков.
Критериями эффективностицелостного педагогического процесса являются:
уровень обученности ребенка;
уровень его воспитанности.
Обучение и воспитание в целостном педагогическом процессе выступают интегрирование, дополняя друг друга, составляют единое целое и способствуют гармоничному развитию личности.
Ю.К. Бабанский в структуре процесса обучения выделяет следующие компоненты:
целевой;
стимулирующе-мотивационный;
содержательный;
операционно-действенный;
контрольно-регулировочный;
оценочно-результативный.
Эти компоненты отражают весь процесс взаимодействия педагога и обучаемых от постановки цели обучения до анализа его результатов.
Целевой компонентпроцесса обучения представляет собой постановку педагогом и принятие обучаемыми целей и задач изучения темы (раздела, курса, учебного предмета).
Стимулирующе-мотивационный компонентпроцесса обучения отражает меры педагога по формированию познавательных потребностей, стимулированию мотивов учебной деятельности, интересов.
Содержательный компонентпроцесса обучения – это содержание обучения, определяемое государственными образовательными стандартами, программами, учебниками и учебными пособиями.
Операционно-действенныйкомпонент процесса обучения отражает его процессуальные характеристики, формы, методы, средства.
Контрольно-регулировочныйкомпонент процесса обучения предполагает осуществление контроля педагога и самоконтроля обучаемых с целью установления обратной связи и корректировки хода процесса обучения.
Оценочно-результативный компонентпроцесса обучения объединяет оценку педагогом и самооценку обучаемыми результатов обучения, установление их соответствия поставленным целям, выявление причин их возможного несоответствия, постановку задач дальнейшей деятельности.
Проектирование целостной структуры рассматриваемого процесса предполагает изучение взаимосвязей его структурных элементов.
Все компоненты процесса обучения тесно взаимосвязаны между собой. Принятие цели обучающимися требует педагогически целесообразного воздействия на их мотивационно-потребностную сферу. Цель обучения определяет его содержание. Цель и содержание обучения требуют определенных методов, средств и форм стимулирования и организации этого процесса. По ходу обучения необходим контроль за его протеканием и результатом. Реализация всех компонентов в комплексе обеспечивает достижение результата. Оценка полученного результата определяет новые цели процесса обучения
В структуре единого процесса обучения в самом общем плане можно выделить два взаимосвязанных элемента:
учение;
преподавание.
Обучениеневозможно без одновременного осуществления преподавания и учения, без взаимодействия обучаемого и преподавателя. Преподавание невозможно без учения, а учение без преподавания становится элементом процесса самообразования.
Эффективный процесс обучения предполагает установление субъект-субъектных отношений педагога и обучаемых. Школьник (дошкольник, студент) выступает объектом преподавания и субъектом учения. Объектом его деятельности является содержание образования. Педагог выступает субъектом преподавания. Его деятельность также направлена на содержание образования.
В основе сотворчества учителя и ученикав образовательном процессе лежит сотрудничество в разнообразной деятельности (труд, познание, общение). Оно составляет перспективную тактику обучения творчеству творчеством в современном образовательном процессе.
Сотворчество, с одной стороны, предстает как плодотворное общение учителя и ученика с помощью языковой деятельности (невербальные и вербальные, речевые и коммуникативные стратегии). С другой стороны, сотворчество выступает как совместное преобразование действительности, более того, создание новой педагогической реальности.
Состоявшееся творческое взаимообогащениепроявляется в расширении функционального поля деятельности обоих участников образовательного процесса, а также в формировании ихличностного языкового статусав этом пространстве. Это становится одновременно важным условием и надежным критерием успешного сотрудничества учителя и ученика.
- Тема 3. Методология педагогической науки.
- Тема 5. Обучение как сотворчество учителя и ученика.
- Тема 7. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
- Тема 8. Фомы обучения и организации учебного процесса. Урок как основная форма организации обучения в школе.
- 3. Урок как основная форма организации обучения в школе
- Тема 5. Социальное воспитание как теоретико-прикладная проблема социальной педагогики.
- Тема 9. Современное состояние системы социального воспитания в России.
- Тема 12. Опыт социального воспитания личности в коллективе. Педагогика среды.
- Тема 13. Влияние юношеской, подростковой субкультуры на организацию воспитания подрастающего поколения в обществе.
- Тема 15. Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе.
- Тема 16. Общая характеристика социально-педагогической деятельности.
- Тема 10. Специфические методы социальной работы.
- Тема 14. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (консультирование, посредничество, социальное страхование).
- Тема 15. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (социальная опека и попечительство, социальное обеспечение).
- Тема 23. Частные технологии социальной работы. Особенности социальной защиты детства.
- Тема 1. Cущность понятий «технология», «методика», их иерархия и взаимосвязь.
- Тема 3. Должностные обязанности социального педагога
- Тема 12. Методика работы социального педагога в условиях детского дома, школы – интерната.
- Тема 14.Социально-педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями.
- Тема 19. Методика диагностики семьи и семейного воспитания.
- Тема 20. Диагностика социально-педагогической запущенности детей и подростков.
- Тема 21. Технология социально - педагогического разрешения конфликта.
- Тема 22. Технология социально – педагогической профилактики отклонений детей и подростков в образовательных учреждениях.