Тема 20. Диагностика социально-педагогической запущенности детей и подростков.
Комплексная психолого-педагогическая диагностика — это углубленный и всесторонний анализ личности ребенка: выявление положительных сторон, недостатков и их причин, направленный на решение практических задач — гармонизацию развития личности и повышение эффективности целостного педагогического процесса.
Ее целью является раннее выявление признаков и проявлений социально-педагогической запущенности детей — определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон, качеств и свойств личности, выявление путей и способов их профилактики и коррекции; прогнозирование дальнейшего развития ребенка.
Содержательными критериями диагностики в рассматриваемом случае должны стать:
а) отсутствие патологии развития;
б) неблагоприятная социально-педагогическая ситуация раз вития;
в) неадекватная, несоответствующая возрастным требованиям и индивидуальным возможностям активность ребенка как субъекта общения и деятельности;
г) неразвитость ребенка как субъекта самосознания;
д) общая средовая адаптация;
е) педагогическая трудность ребенка.
Названные критерии выведены из сущностных характеристик социально-педагогической запущенности в детском возрасте и экспериментально подтвержденных имманентно присущими ей признаками и проявлениями.
Методическими критериями комплексной диагностики запущенности в детском возрасте могут служить: объективность, предупреждение предвзятости; выявление доминирующих тенденций, изучение явлений, состояний и процессов в развитии; диагностика целостной индивидуальности, единство изучения ребенка и социальной среды, необходимость, достаточность и взаимодополняемость используемых методов; единство диагностических и прогностических функций; валидность, надежность и корректность; сотрудничество с ребенком, его изучение в процессе деятельности и общения.
Диагностически значимыми признаками социально-педагогической запущенности являются:
1) нарушение образа «Я», выраженное в неадекватной самооценке и уровне притязаний;
2) низкий социальный статус, проявляющийся в неприятии сверстниками, отвержении родителями и обструкции педагогов;
3) трудности и неуспешность в учебной деятельности, связанные с дисгармониями развития социально-педагогического генеза;
4) неадекватное поведение в социальных ситуациях;
5) гиперсоциализированность и авторитарность педагогов и родителей.
Автором книги разработан метод комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей (МЭДОС). В основе метода лежат независимые характеристики ребенка педагогом и психологом. Метод определяет наличие или отсутствие состояния, выявляет картину основных отклонений и недостатков, вызванных этим состоянием, и примерный уровень этих отклонений.
Этот метод используется одновременно с наблюдением за детьми, которое параллельно ведут педагоги, психологи. При этом изучаются продукты деятельности ребенка, «история его поведения» (беседы с родителями), медицинская карта.
Преимуществом метода являются нетрудоемкость, возможность на начальном этапе «отграничить» запущенность от сходных с ней состояний.
- Тема 3. Методология педагогической науки.
- Тема 5. Обучение как сотворчество учителя и ученика.
- Тема 7. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
- Тема 8. Фомы обучения и организации учебного процесса. Урок как основная форма организации обучения в школе.
- 3. Урок как основная форма организации обучения в школе
- Тема 5. Социальное воспитание как теоретико-прикладная проблема социальной педагогики.
- Тема 9. Современное состояние системы социального воспитания в России.
- Тема 12. Опыт социального воспитания личности в коллективе. Педагогика среды.
- Тема 13. Влияние юношеской, подростковой субкультуры на организацию воспитания подрастающего поколения в обществе.
- Тема 15. Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе.
- Тема 16. Общая характеристика социально-педагогической деятельности.
- Тема 10. Специфические методы социальной работы.
- Тема 14. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (консультирование, посредничество, социальное страхование).
- Тема 15. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (социальная опека и попечительство, социальное обеспечение).
- Тема 23. Частные технологии социальной работы. Особенности социальной защиты детства.
- Тема 1. Cущность понятий «технология», «методика», их иерархия и взаимосвязь.
- Тема 3. Должностные обязанности социального педагога
- Тема 12. Методика работы социального педагога в условиях детского дома, школы – интерната.
- Тема 14.Социально-педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями.
- Тема 19. Методика диагностики семьи и семейного воспитания.
- Тема 20. Диагностика социально-педагогической запущенности детей и подростков.
- Тема 21. Технология социально - педагогического разрешения конфликта.
- Тема 22. Технология социально – педагогической профилактики отклонений детей и подростков в образовательных учреждениях.