Тема 1. Cущность понятий «технология», «методика», их иерархия и взаимосвязь.
Термин «методика» (от греч. слова methodike - совокупность способов
целесообразного проведения какой-либо работы) - один из самых масштабных в
педагогической науке и относится к педагогике по организации учебно-
воспитательного процесса в целом или его значительных составляющих. Понятие
«методика работы социального педагога» имеет как минимум два толкования:
- отрасль социально-педагогических знаний;
-совокупность форм, средств, методов, приемов социально-педагогической
деятельности.
Основные задачи методики работы социального педагога:
1. Разработка основных направлений, принципов, форм, средств, методов, приемов
организации социально-педагогической работы с различными категориями подопечных,
различными социальными группами;
2. Разработка механизмов изучения, анализа, внедрения передового отечественного
и зарубежного опыта социально-педагогической работы в практику профессиональной
деятельности социальных педагогов.
Теория социально-педагогической работы обосновывает общепедагогические и
психологические требования к организации профессионального социально-
педагогического процесса. Теория относительно устойчива, консервативна.
Практика социально-педагогической работы — это проведение реальными
людьми в конкретных условиях целенаправленной системы социально-правовой защиты,
социальной помощи людям, нуждающимся в ней. Практика более подвижна и изменчива,
чем теория, хотя это не лишает ее устойчивых связей, зависимостей при всей
многовариативности ситуаций и условий.
Содержание методики работы социального педагога как отрасли знания включает
два основных компонента:
- диагностический - обобщение и осмысление конкретного социального опыта;
апробация новаций, т.е. определение факта новаторства и условий его распространения;
описание и накопление ценной методической информации;
- конструктивный - определение пути реализации теоретических идей в массовой
социальной практике, т.е. подготовка рекомендаций для социальных педагогов с учетом
региональных особенностей, реализация адекватных форм и методов социальной работы;
определение перспектив и технологий овладения профессиональным мастерством; в
целом - развитие индивидуального творчества каждого социально го педагога.
Таким образом, назначение методики работы социального педагога можно
охарактеризовать тремя признаками:
- определение цели социальной работы;
- определение способов решения проблемы подопечного;
- определение характера взаимоотношений социального педагога и подопечных.
Форма социально-педагогической работы — это способ организации процесса,
отражающий внутреннюю связь его различных элементов и характеризующий
взаимоотношения социального педагога и его подопечных.
Рассматриваются следующие формы:
- индивидуальная социально-педагогическая работа;
- групповая социально-педагогическая работа (с постоянным или меняющимся
составом подопечных);
-социально-педагогическая работа в микросоциуме.
Право на существование имеет и попытка классифицировать формы организации
социально-педагогической работы в зависимости от методики воспитательного
воздействия. При такой классификации формы подразделяются на группы:
-психотерапевтического воздействия (трудотерапия, библиотерапия, арттерапия,
музыкальная терапия, создание группы поддержки и др.);
-пассивной социальной помощи (консультирование, патронаж, социальное
обслуживание на дому и др.);
-активной помощи (клубная и кружковая работа, участие в социально- полезной
общественной деятельности, в благотворительной работе и т.д.).
1.2.Методы работы социального педагога - способы взаимодействия специалиста
и подопечного с целью решения конкретной социально проблемы.
Каждый метод выступает как инструмент, с помощью которого педагог
воздействует на сознание, чувства, поведение подопечного, его отношения с окружающей
средой, организует разнообразную социальную деятельность. В теории и практике
социально-педагогической деятельности употребляется и такое понятие, как «прием
работы социального педагога» — составная часть, деталь метода социально-
педагогической работы. Приемы обычно обеспечивают конкретное использование
методов в определенных условиях. Методы могут рассматриватся как определенное
сочетание, совокупность различных приемов.
Прием - устойчивый, зафиксированный в общей или профессиональной культуре
социального педагога способ действия в определенных условиях, единичное, одноактное
действие. Метод включает систему разнообразных приемов и использование различных
средств (воспитание, обучение, консультирование, психолого-педагогическая помощь и
поддержка, оздоровление, информирование и др.). Например, метод убеждения
реализуется при помощи таких приемов, как внушение, разъяснение, анализ ситуации,
беседа.
Выбор форм, методов и приемов социально-педагогической работы зависит от
задач и содержания социально-педагогической деятельности, возрастных и
индивидуальных особенностей подопечного, его микросоциального окружения, уровня
образования, адаптационных способностей, а также от профессиональной компетенции и
мастерства социального педагога.
Классификация методов работы социального педагога — выстроенная по
определенному признаку система.
Классификация общих методов социально-педагогической деятельности может
иметь следующую структуру:
-методы формирования сознания подопечного (объяснение, разъяснение,
внушение, беседа, диспут, дискуссии, метод примера, работа с литературой и т.д.);
-методы организации деятельности и формирования позитивного социального
опыта подопёчного (приучение, упражнение, требование, создание воспитывающих
ситуаций, инструктаж и т.д.);
-методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения подопечного
(эмоциональное воздействие, поощрение, наказание, игровые методы и т.д.);
-методы контроля эффективности социально-педагогического процесса
(диагностика, анализ результатов деятельности воспитанников, социально-педагогический
мониторинг, самоанализ и т.д.).
При классификации на основе функций социально-педагогической деятельности
можно выделить следующие группы методов:
- социально-педагогической помощи и поддержки;
- психолого-педагогической коррекции;
- социальной адаптации;
- профилактики;
- реабилитации;
- исследовательские методы.
С учетом основных направлений профессиональной деятельности социального
педагога можно выделить следующие методы:
- диагностика социальных ценностей личности (наблюдение, беседа,
анкетирование, интервью, экспертная оценка, мониторинг, биографический метод и др.);
-профессиональное взаимодействие с подопечным(убеждение, внушение,
информирование, консультирование, гуманизация условий учебы, труда и быта,
включение в социально-полезную, трудовую деятельность, создание условий для
реализации творческих возможностей личности, использование созидательного
потенциала обычаев и традиций и др.);
-организация социально-педагогического процесса(организация
профессионального взаимодействия со специалистами различных служб, индивидуальная,
групповая, коллективная работа с подопечными и др.);
-социально-экономические(денежная помощь; установление льгот,
единовременных пособий, компенсаций; патронаж, бытовое обслуживание и др.);
-организационно-управленческие(регламентирование, нормирование,
инструктирование, подбор и расстановка кадров, метод требования, критики и
самокритики, контроля и проверки выполнения).
1.3. Понятие «технология» в работе социального педагога.
В узком смысле понятие «технология» обычно определяется следующим образом:
- совокупность знаний о способах обработки материалов, изделий и методах
осуществления каких-либо действий;
- совокупность операций, осуществляемых определенным образом и в
определенной последовательности, из которых складывается процесс обработки
материала или изделия.
В широком смысле «технологию» рассматривают как систему средств организации
и упорядочения целесообразной практической деятельности в соответствии с целью,
спецификой, логикой процесса преобразования (трансформации) того или иного объекта.
Основными параметрами любой технологии являются:
- детальное определение конечного результата;
- разделение процесса его достижения на последовательные взаимосвязанные
этапы;
- поэтапное выполнение определенных действий;
- однозначность выполнения включенных в технологию процедур, операций;
- тиражируемость (воспроизводимость), т.е. возможность использования
технологии другим человеком после специального обучения.
Под технологией социально-педагогической работы понимают систему строго
последовательных действий профессионала, нацеленных на решение определенной
социально-педагогической задачи, проблемы с заранее спланированным результатом.
Социально-педагогические технологии представляют систему узаконенных
требований, алгоритмов действий, инструктивных предписаний. Вместе с тем нужная
последовательность даже самых результативных действий не может гарантировать сто
процентной эффективности в достижении цели (результата) профессиональной
деятельности. Социально-педагогические действия осуществляются в конкретных
социальных условиях, через посредство различных социальных институтов и
организаций, конкретными людьми.
Чтобы принять решение о выборе технологии, социальному педагогу необходимо
для себя четко определить:
- цель профессиональной деятельности в конкретной ситуации;
- условия ее реализации;
- особенности и возможности объекта социально-педагогической деятельности;
- особенности места реализации цели;
- возможности по времени для реализации цели;
- возможные формы реализации;
-особенности, возможности субъекта социально-педагогической деятельности.
В зависимости от основы классификации в научной литературе выделяют
различные виды или типы социально-педагогических технологий.
По степени новизны различают традиционные (технологии прошлого опыта) и
инновационные (принципиально новые).
По преобладающей деятельности различают консультативные, посреднические,
игровые, психотерапевтические, коррекционные технологии; технологии проектирования,
моделирования, экспертизы, управления и т.д.
По направленности на преобразование окружающей подопечного среды
выделяют средовые технологии оздоровления природной среды и технологии
оздоровления социальной среды (технологии профилактики и разрешения конфликтных
ситуаций, технологии развития стрессоустойчивости подопечных и т.д.).
По количеству подопечных можно выделить следующие виды: индивидуальные
- технологии активизации процессов саморазвития, самовоспитания, самосохранения,
самообеспечения и т.д.;
групповые - технологии социальной адаптации выпускников интернатных
учреждений, технологии реадаптации беспризорных, технологии адаптации лиц с
ограниченными возможностями и т.д.);
массовые - технологии пропаганды здорового образа жизни, технологии
социальной рекламы и т.д..
По степени практической включенности в процесс профессиональной
деятельности А.И.Пригожин выделил:
кабинетные - получены в результате информационно-логического анализа
ситуации;
лабораторные - получены в экспериментальных, специально созданных условиях;
полевые - получены в результате реальной работы в общественной среде.
Л.Я. Дятченко подразделил технологии на следующие группы: макротехнологии -
технологии уровня общества, региона, больших социальных групп;
мезотехнологии - технологии уровня города, населенного пункта, крупной
социальной группы;
микротехнологии - рассчитаны на небольшие объединения людей, общественные
процессы на микроуровне.
- Тема 3. Методология педагогической науки.
- Тема 5. Обучение как сотворчество учителя и ученика.
- Тема 7. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
- Тема 8. Фомы обучения и организации учебного процесса. Урок как основная форма организации обучения в школе.
- 3. Урок как основная форма организации обучения в школе
- Тема 5. Социальное воспитание как теоретико-прикладная проблема социальной педагогики.
- Тема 9. Современное состояние системы социального воспитания в России.
- Тема 12. Опыт социального воспитания личности в коллективе. Педагогика среды.
- Тема 13. Влияние юношеской, подростковой субкультуры на организацию воспитания подрастающего поколения в обществе.
- Тема 15. Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе.
- Тема 16. Общая характеристика социально-педагогической деятельности.
- Тема 10. Специфические методы социальной работы.
- Тема 14. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (консультирование, посредничество, социальное страхование).
- Тема 15. Понятие «социальной технологии» в социальной работе. Система общих технологий (социальная опека и попечительство, социальное обеспечение).
- Тема 23. Частные технологии социальной работы. Особенности социальной защиты детства.
- Тема 1. Cущность понятий «технология», «методика», их иерархия и взаимосвязь.
- Тема 3. Должностные обязанности социального педагога
- Тема 12. Методика работы социального педагога в условиях детского дома, школы – интерната.
- Тема 14.Социально-педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями.
- Тема 19. Методика диагностики семьи и семейного воспитания.
- Тема 20. Диагностика социально-педагогической запущенности детей и подростков.
- Тема 21. Технология социально - педагогического разрешения конфликта.
- Тема 22. Технология социально – педагогической профилактики отклонений детей и подростков в образовательных учреждениях.